Образовательная программа творческого коллектива «НЕПОСЕДЫ»

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества

«Утверждено»

Педагогическим советом

Протокол   №  1 от 30 августа 2017 года

Приказ № 41 от  01 сентября 2017г.

 

    Образовательная программа       творческого коллектива «НЕПОСЕДЫ»

 

Срок реализации программы: 3 года

Возраст детей:  8-17 лет

Составила:

Барменкова Татьяна Викторовна,

педагог дополнительного образования

г. Нелидово

2017г.

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сейчас модно говорить о   воспитательной деятельности педагогов,      о развитии   целого ряда качеств у каждого ребенка, необходимых для его полноценной социализации.

Задолго до поступления в школу ребенок накапливает определенный запас творческих возможностей, с желанием учиться и творить. Он любознателен и готов петь, сочинять, изобретать, и, как жаль, что в какой-то момент интерес начинает угасать. Как поддержать творческое начало ребенка и не разрушить его в школьном возрасте?

Внешкольные мероприятия являются наиболее эффективным средством решения воспитательных задач стоящих перед педагогом. Время совместной подготовки того или иного праздника - это наиболее близкое общение с  обучающимися, и поэтому очень важным воспитательным моментом является не столько праздник, сколько подготовка к нему. Младшие школьники и дети средней возрастной группы эмоциональны, впечатлительны, инициативны, им присуще активное участие в общественных делах группы, учреждения. Воспитанники увлеченно относятся к составлению сценариев мероприятий, созданию сценического реквизита, декораций, пошиву костюмов. Они оригинальны, непосредственны, прекрасно инсценируют, драматизируют, интерпретируют, сочиняют, домысливают. Для них характерны яркость переживаний, острота восприятия, стремление к сопереживанию. Своеобразие характеров детей, интересы самих детей, уровень их развития требует особого подхода в выборе темы или формы проведения того или иного мероприятия.

Привлечение детей и подростков к занятиям в учреждения дополнительного образования решает ряд из  острейших социальных проблем, исключая возможность пребывания детей «на улице», чрезмерного воздействия телевидения или компьютерных игр и многих других негативных факторов.

Компенсировать недостающие знания и потребности в творчестве можно в системе дополнительного образования, занимаясь в  творческих объединениях.

Создавая детский коллектив «Непоседы», я поставила себе цель: создать условия, которые должны способствовать  развитию творческих и личностных качеств обучающихся, их социализации и адаптации в современном обществе на основе культурно-досуговой деятельности. 

 

Цель программы: создание целостной системы художественно-эстетического воспитания детей на основе интеллектуального развития, профессионального самоопределения в области художественной культуры.

 

Задачи:

- приобретение воспитанниками определенного объема знаний, умений и практических исполнительских, навыков, необходимых для дальнейшей самостоятельной творческой деятельности;

- создание учебно-развивающей среды,   развитие у детей мотивации к  творческой деятельности;

- ориентация на широкое культурологическое содержание, позволяющее гармонично сочетать национальные и общечеловеческие ценности;

- приобщение детей к искусству, формирование эстетических идеалов, положительных нравственных качеств;

- развитие познавательной, социальной, творческой активности детей;

- создание ситуации успеха для каждого воспитанника и педагога;

- профориентационная деятельность.

 

Содержание программы:

Основным видом деятельности творческого объединения «Непоседы» является подготовка и проведение   тематических мероприятий различного уровня, театрализованных  постановок.

В этом творческом объединении созданы условия для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии. В  творческом объединении воспитываются и развиваются внутренняя (воля, память, мышление, внимание, воображение) и внешняя

(чувства ритма, темпа, чувства пространства  и времени) техника актера в каждом ребенке.  Происходит совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, а также совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку  театрализованных зарисовок, упражнений актерского тренинга.

За период обучения ребята учатся понимать игру. Они учатся проводить их. Быть ведущими игровых праздников. Изучают азы  актерского мастерства. Учатся составлять сценарии, делать подборку игр. Изучают чистоту речи. Учатся изготовлять атрибутику, декорации.

Способность детей увлеченно играть между собой и их красочная фантазия, проявляющаяся во время такой игры, могут легко обмануть педагога, полагающего, что этого достаточно для создания интересной театральной работы. Дело в том, что законы детской игры и законы сцены различны. Играть для себя, «за закрытой дверью», и играть публично – совсем не одно и то же. Игра для себя психологически естественна, игра «на публику» противоречит природе. Об этом немало писал К. С. Станиславский. Дети всегда любили и любят играть. Игра – естественное состояние человека, «это не манера жить, но структурная основа человеческих действий». Для игры нужны игрушки, любимая игрушка для девочек – кукла, для мальчиков – солдатики. Когда дети подрастают, они проигрывают реальные события, саму жизнь. Здесь и нужно подсказать детям, как себя реализовать, через театр, через игру, фантазию сценических образов.

Законы детской игры подвижны и переменчивы. А закон, по которому строится художественный образ, задается художником для каждого конкретного произведения единожды. Но при этом будет совершенно неправильно, создавая детский театральный коллектив, игнорировать, законы детской игры и учить детей «играть по-взрослому». Это сразу омертвит затею, перекроет возможность творческой самореализации детей.

Идея программы «Непоседы» не только в том, чтобы дать ребенку определенный набор знаний, умений и навыков, но и в создании единого образовательного и воспитательного пространства, которое даст возможность практического освоения полученного и проявления личности через применение этого опыта.

 

Разделы обучения

1 раздел «Актерская грамота» направлен не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

2 раздел «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие ритмы.

3 раздел «Ритмопластика» - это сценическое движение, которое включает в себя ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения с элементами различных действий. Эти занятия призваны обеспечить развитие естественных психомоторных способностей школьников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

4 раздел «Постановочная работа»

Форма обучения - практические занятия. Застольный период-разбор пьесы, этюда, работа на сцене, разбор сценических образов.

5 раздел «Досуговая деятельность» - выступления творческого коллектива, участие в мероприятиях различного уровня, посещение театров, экскурсии и т.д.

6 раздел «Техническая деятельность» - изготовление атрибутики,  реквизита и декораций.

 

Основной формой обучения является занятие, по своей структуре оно содержит:

  • Овладение речевым искусством  - практическая работа над постановкой голоса. Изучение анатомии, физиологии и гигиены речевого аппарата; обучение литературному произношению, навыкам правильного дыхания, умение владеть голосовым аппаратом, включающим:

- гибкость (способность владеть силой, высотой и тембром);

- выносливость (возможность переносить большие нагрузки без потери благозвучности);

- громкость (умение приспосабливаться к речевым ситуациям и любым условиям);

- благозвучность (четкая дикция);

- устойчивость (стабильность звучания без срывов).

  • Культурологическое образование – приобщение к ценностям мировой культуры; освоение духовных и культурных традиций; изучение театрального искусства и истории кукольного театра.
  • Творческая деятельность – это основная часть занятия. Используются методики с тренингами креативности, направленные на развитие психомоторных и эстетических возможностей детей. Новые знания преподносятся в форме проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослых совместных активных поисков, продуктивный результат достигается через коллективное творчество. В основу театральной игровой методики заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности.

Система воспитания творческой личности предполагает:

* способность к обнаружению и постановке проблем;

 * гибкость-способность предлагать разнообразные идеи;

* оригинальность – способность выдвигать нестандартные идеи;

* способность усовершенствовать идеи, добавляя идеи

* способность к решению проблем на основе анализа информации и личного жизненного опыта.

  • Техническая деятельность – изготовление атрибутики от простых систем управления к более сложным, реквизита и декораций. Ребенок становится художником, он узнает свойства различных материалов, воплощает оригинальные идеи в создание предмета, учится трудиться и преодолевать трудности. Бережно относиться к своему и коллективному труду и к художественному оформлению спектакля.

Специфическая форма работы  творческого коллектива – репетиция.

Воспитанник,  освоивший   программу дополнительного образования «Непоседы», становится интеллектуально-творческой личностью. Он умеет соизмерять свои способности и видеть перспективы своего развития. Особо влюбленные в театр и в организации праздничных мероприятий, становятся помощниками педагога в работе с младшими детьми, а в будущем, по окончанию школы, пойдут обучаться в Вузы по специальностям педагог-организатор, педагог дополнительного образования, клубный работник, актер, режиссер. И, хочется надеяться, что ребята приедут в  город Нелидово работать с детьми и нести эстетику в массы.

Учебный план программы

Тема занятий

Количество часов

1 год об.

2 год об.

3 год об.

1.

Вводное занятие

2

2

2

2.

Актерская грамота

20

10

6

3.

Культура и техника речи

10

8

10

4.

Ритмопластика

18

18

16

5.

Постановочная работа

72

74

92

6.

Досуговая деятельность

8

14

10

7.

Техническая деятельность

14

18

8

 

Итого:

144

144

144

 

Используемая литература

1.  И.Б. Белюшкина, Ю.Н. Витковская. Театр, где играют дети. Москва 2001г.

2.  Г. Волчек. Актер и современный театр. Москва 1989 год

3.  А.В. Кенеман. Детские подвижные игры народов СССР. Москва 1988 год

4.  Б.В.Куприянов. Организация и методика проведения игр с подростками. Москва 2001 год.