Формы работы с родителями в Доме детского творчества
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества
Методическая разработка по теме:
«Формы работы с родителями в Доме детского творчества»
Автор: Е.В. Ставцева,
Директор
февраль, 2025г.
Взаимодействие семьи и организации дополнительного образования в отличие от школы имеет свою специфику. Дополнительное образование не является обязательным, а выбирается по интересам и способностям ребёнка.
Работа с родителями обучающихся в Доме детского творчества является важным направлением многогранной деятельности педагогов. Педагогам необходимо знать основные принципы, направления и формы работы с родителями. Педагоги вместе с родителями могут обеспечить единство требований учреждения дополнительного образования и семьи, если будет следовать таким принципам, как дипломатичность в общении, позиция сотрудничества, уважение родительской любви.
Основными задачами сотрудничества с родителями являются:
- - установление партнерских отношений с семьей каждого обучающегося;
- - объединение усилий для полноценного развития и воспитания;
- - создание атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки;
- - активизация и обогащение воспитательных умений родителей.
В Доме детского творчества разнообразие форм работы с родителями играет ключевую роль в создании гармоничной атмосферы для развития детей. Формами работы с родителями могут быть индивидуальные консультации, конференции, дни открытых дверей, творческие мастерские, открытые занятия, родительские собрания и другие.
Выбор формы работы с родителями во многом зависит от направления деятельности конкретного детского объединения.
Самой простой формой работы с родителями является родительское собрание. Его проводят руководители всех творческих объединений Дома детского творчества. Главное в беседе с родителями не высказывание недовольств и претензий, а совместный поиск педагогического решения. Начиная беседу, педагог настраивается на её позитивный исход. На общем родительском собрании целесообразно предложить родителям какую-либо тему в виде информации, продумать вопросы для обсуждения, интересующие родителей, касающиеся процесса обучения и воспитания, обсудить организационные моменты работы с детьми. Для выявления тем, интересующих родителей, можно разработать анкеты и провести предварительное анкетирование.
В подготовке и проведении родительских собраний надо учесть следующие моменты:
1. За 2-3 недели до собрания объявить дату проведения обучающимся. Такой срок позволит родителям спланировать своё время в день проведения собрания и создаст психологический настрой на посещение учреждения.
2. Выступление педагога на собрании должно быть хорошо подготовленным, эмоциональным, доброжелательным. Выступление обязательно должно начинаться с рассказа о положительных фактах в жизни Дома детского творчества, объединения, которое посещает ребенок, включать реальные предложения по сотрудничеству в воспитании детей, развитию их индивидуальных способностей, творческой одаренности, профессиональном самоопределении, которые создали бы у родителей положительную установку на сотрудничество с педагогами Дома детского творчества.
Задача педагога состоит в том, чтобы поддержать интерес каждого родителя к общей работе в процессе самого собрания. Это возможно тогда, когда родители на фоне общих дел видят деятельность своих детей.
3. На собрании педагог должен познакомить с правилами поведения в Доме детского творчества, в объединении, требованиями к форме для занятий, с методами обучения специальным навыкам по направлениям деятельности, о знаниях и контроле за ними.
4. Собрание целесообразно проводить не реже 2 раз в учебный год. По результатам собрания составляется протокол. На собрание выносятся вопросы, которые действительно нуждаются в решении родительского большинства. По ряду вопросов, обсуждаемых на собраниях, принимается решение, которое доводится до всех родителей.
Организация открытых заседаний, на которых имеется возможность родителям познакомиться с программами и проектами, способствует созданию доверительных отношений. Важно также проводить регулярные встречи, где обсуждаются достижения детей и их творческий прогресс, что помогает родителям более активно участвовать в процессе воспитания.
Распространённой формой работы с родителями является открытое занятие для родителей. Такие мероприятия не требует особой подготовки и является весьма эффективными способами привлечения внимания и развития интереса родителей к творчеству их детей. Такую же роль играют концерты для родителей, организуемые в детских объединениях художественного направления.
Позитивную роль в приобщении родителей к творчеству их детей имеют совместные проекты, в реализации которых участвуют дети вместе со своими родителями: фестивали и концерты семейных дуэтов и ансамблей, организация и проведение познавательных музыкальных мероприятий для детей и их родителей.
Родители и дети периодически могут вовлекаться в совместную деятельность в творческих мастерских. Под целью функционирования творческих мастерских подразумевается создание условий для творческой самореализации детей и родителей и как результат – радость совместного творческого труда.
Подобные мероприятия способствуют укреплению интереса к данному направлению деятельности, развивают чувство ответственности за происходящее не только у детей, но и у родителей. Главное, во время их планирования и подготовки педагоги должны помнить, что родители – участники мероприятия, а значит, так же как и их дети, должны получить возможность собственной творческой самореализации, почувствовать себя успешными исполнителями своей роли, и, конечно, получить хорошее настроение.
Интересной формой педагогического просвещения являются конференции. Форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ обучающихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности. Темы конференций должны быть конкретными, например: «Здоровая семья – здоровый ребенок», «Духовно-нравственное воспитание детей в семье», «Культура поведения закладывается в семье», «Стрессы в вашей жизни и в жизни ваших детей. Как с ними бороться», «Занятость в свободное время. Досуг детей и подростков».
Конференции важно проводить не в отдельном объединении, а в учреждении в целом.
Яркими и содержательными формами взаимодействия с родителями являются Дни открытых дверей и Отчетные концерты. Это не только средство удовлетворения интереса к тому, как живут дети в Доме детского творчества, но и способ познакомить родителей с содержанием, методами и приемами воспитания и обучения, условиями детской деятельности, успехами обучающихся и результатами их деятельности.
Работа с родителями должна строиться и в просветительском направлении. Не менее значимой является и информационная поддержка через рассылки, социальные сети и вебинары, где родители получают рекомендации по вопросам развивающей деятельности. Важно, чтобы родители использовали возможности сети интернет и пользовались официальным сайтом Дома детского творчества, где размещена подробная информация о творческих объединениях, персональном составе педагогов, учредительных документах, общеобразовательных программах. В новостной ленте публикуются заметки о мероприятиях, успехах обучающихся и учреждения в целом.
Необходимо рекомендовать родителям подписаться на паблик «Дом детского творчества» ВКонтакте, где можно ознакомиться с информацией о проведенных мероприятиях и успехах обучающихся.
Для родителей в творческих объединениях оформлены уголки, где на стендах наглядно представлена информация об учреждении и нормативно-правовой базе. Можно предложить родителям буклеты с информацией о работе творческих объединений Дома детского творчества.
В целом, чётко организованная работа с родителями носит конструктивный характер, позволяя смоделировать единую образовательную среду в учреждении. Поскольку именно родители изначально являются главными заказчиками образовательных услуг, педагогам необходимо стремиться уделять должное внимание эффективным формам взаимодействия учреждения дополнительного образования с семьями обучающихся.
Комплексный подход к взаимодействию с родителями в Доме детского творчества создаст условия для совместного роста и развития, как детей, так и их семей, формируя настоящую творческую среду.