Версия для слабовидящих

Использование инновационных технологий и образовательных платформ для проведения занятий в дистанционном формате

Автор: Е.В. Ставцева,

директор, педагог дополнительного образования

Дома детского творчества г.Нелидово

 

 

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между педагогом и учащимися.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при взаимодействии обучающихся и педагогических работников в дистанционном формате.

Реальность нашей жизни такова, что компьютер и интернет стали неотъемлемой частью процесса познания  и  пространством для общения. Огромный объем контента, окружающий человека, ведет к тому, что мы переходим к новому, мультимедийному способу восприятия информации. Простое игнорирование этого факта в лучшем случае никак не повлияет на образовательные успехи школьника, а в худшем случае оставит его позади тех учеников, которые обучаются с педагогом, ориентирующимся в мультимедийном пространстве и адекватно использующим его. Ведь помимо традиционных видов коммуникации все школьники сегодня активно используют социальные сети (BK, Telegram, Одноклассники,    Instagram), фотохостинги, блоги, мобильные телефоны. Это позволяет им получать информацию в любой момент времени и в любом месте.

В системе дополнительного образования дистанционное обучение может оказать существенное влияние на успех образовательной деятельности и адекватное самоопределение. Поскольку свобода выбора способа получения знаний в этом случае и способов предъявления результатов своей деятельности существенно расширяют возможности обучающихся в выборе собственной образовательной траектории. Более того, дистанционные формы работы необходимы в дополнительном образовании в качестве инструментов мотивации обучающихся и развития их индивидуальных личностных интересов.

Для наилучшего понимания изменения в деятельности педагога дополнительного образования можно представить важнейшие особенности дистанционного обучения: 

  • необходимость стартового набора, в который входит комплект качественного технического обеспечения с выходом в Интернет, которое позволит эффективно осуществлять взаимодействие педагога и учащегося. А также важным условием для обеспечения успешной работы педагога и учащегося в системе дистанционного образования, является стартовые знания и умения в области владения компьютером, программным комплектом, для осуществления работы. 
  • интерактивность образовательного процесса, заключающаяся в  непрерывном взаимодействии всех участников обучающего процесса, где каждый учащийся в любой период обучения имеет доступ ко всем материалам обучения и к самому педагогу, который, в свою очередь открыт для обучающегося, как источник опыта в определенной области. 
  • индивидуализация  образовательного процесса, вытекает из принципа интерактивности, так как в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать и персонифицировать процесс обучения. Педагогу легко наблюдать успехи и пробелы в обучении каждого учащегося, так как весь процесс обучения зафиксирован.

В системе дополнительного образования используются разные  формы дистанционной поддержки обучающихся: пересылка учебных материалов (текстов, графики, видео и др.) по электронной почте, дистанционный контроль в форме тестирования, онлайн консультации, осуществление разнообразной обратной связи через социальные сети, блоги, обучение через виртуальные образовательные площадки. И в каждом отдельном случае может применяться та или иная форма поддержки, осуществляться выбор инструментов и способов взаимодействия педагога и обучающегося.

Открытость информационно-медийного пространства позволяет включить в эту систему родителей и всех заинтересованных лиц, делая процесс обучения еще и процессом социального, культурного взаимодействия. Наличие специальных программ, электронных пособий, участие в вебинарах помогает педагогу выбрать удобную для себя форму работы. Адекватное применение форм дистанционного взаимодействия выводит образовательный процесс на новый уровень, который отличается открытостью и взаимодействием разных структур.

Образовательный контент, который удовлетворит познавательные потребности школьника, должен обладать свойствами онлайновой среды: интерактивность, мультимедийность. Иными словами, чтобы обучающийся был включен в процесс непрерывного образования, чтобы он мог, руководствуясь личными познавательными интересами в любое удобное время удовлетворять их, усваивать информацию и делать запросы. Педагоги  должны предоставить обучающемуся  не только книгу, текст, но и графику, видеоролик, шаблоны и примеры, задания и тесты прямо сейчас и здесь. То есть некий ресурс, в котором мы можем оперативно отвечать на его запросы, отслеживать его активность и поощрять результат. И  роль педагога здесь, прежде всего, организаторская. И если педагог ориентируется в мультимедийном пространстве, то он легко найдет время для каждого ребенка и поможет ему дистанционно.

Оптимальным способом общения с обучающимися может стать личный блог педагога. Онлайн общение с обучающимися может осуществляться через социальные сети, поскольку практически все школьники имеют аккаунты и страницы, завязанные на них. Оповещения об изменениях в блоге могут проходить через социальную сеть, а непосредственная дистанционная работа связана с личным блогом педагога. Блог педагога – это уникальное мультимедийное пространство, которое представляет обучающимся, прежде всего, разнообразные возможности. Обучающиеся могут отслеживать новости и календарь событий, в которых можно принять участие, запрашивать и находить примеры и шаблоны заданий и упражнений, получать ссылки на тесты и упражнения, консультации по вопросам, видеть моментальное предъявление результата деятельности, получать оценку своей работы, как со стороны педагога, так и со стороны заинтересованных лиц.

На более высоком уровне владения информационными технологиями педагог может применять кейс-технологии для дистанционной поддержки.

Суть кейс-технологии – это составление индивидуального плана работы, при котором каждый обучающийся получает кейс: пакет учебной  литературы, мультимедийный видеокурс, виртуальную лабораторию, а также электронную рабочую тетрадь. Последняя представляет собой своеобразный путеводитель по курсу и содержит рекомендации по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания. При изучении курса, обучающийся запрашивает помощь у педагога (электронная почта, социальные сети), получает консультации, обращается к примерам в блоге, отправляет результаты своей работы педагогу для размещения в блоге.

Если говорить более конкретно  о формах дистанционной поддержки обучающихся, нужно перейти к конкретным примерам использования информационных технологий в современном образовательном процессе.

Примером, наиболее полно иллюстрирующим эффективность дистанционной работы и поддержки, является мультимедийная редакция учреждения дополнительного образования.

Сегодня мультимедийная направленность свойственна большинству СМИ, использующих возможности контента для самых разных групп потребителей.  Медиаобразование нацелено на формирование у обучающихся медиакультуры и медиакомпетенций принципиально нового типа, дающих возможность реализовывать мультимедийные цифровые проекты, быть в востребованным на рынке труда и социализированным в общество в новых условиях, в условиях цифровой экономики.  Работа в мультимедийных средах предполагает владение новыми компетенциями, такими как: способность использовать мультимедиа решения целого круга задач медиаобразования, продуктивно, критично и безопасно выбирать и применять медиакоммуникативные технологии в разных сферах жизнедеятельности, в том числе, коммуникация, потребление, медиасфера. Готовность к применению медиатехнологий, виртуальной и дополненной реальностей, к освоению и применению сквозных цифровых технологий – есть то, что нас ожидает в ближайшем будущем. 

Практика организации дистанционного обучения в системе дополнительного образования детей показана на примере редакции молодежной газеты «Животворящее слово».  

Работа в редакции  позволяет размещать мультимедийные публикации (видеоролики, созданные обучающимися, печатные статьи, фотографии и слайд-шоу, анимацию, интерактивную графику, карты и другое). Разумеется, к созданию подобных материалов должны быть привлечены не только обучающиеся-журналисты, но обучающихся творческих объединений, студий, кружков.

Иными словами, в отличие от мультимедийных СМИ, где основным продуктом является мультимедийное видео, статья, опрос и любая другая форма журналистского произведения, в мультимедийной редакции могут публиковаться и другие продукты творческой деятельности. Журналисты получают непрерывный поток материалов для анализа и творческой переработки, учатся работать в  разных жанрах, постигают азы фотографии, верстки, получают возможность присылать в редакцию и размещать самостоятельно отснятые и написанные материалы, получать отзывы о своей работе.

Очная работа с педагогом, обсуждение публикаций, новостей, интерактивное групповое обучение, тренинги и мастер-классы дополняются работой в мультимедийной редакции и участием в выпуске печатного издания. Обучающиеся получают возможность публиковаться в газете и на сайтах СМИ. Они могут  видеть материальное воплощение своей работы – газету. Мультимедийная редакция связывает все этапы работы педагога и обучающихся: от первых фотографий с тренинга знакомств до материалов, подготовленных на конкурсы (репортажей, интервью, статей, мультфильмов и фильмов). Существование единого информационного пространства – мультимедийной редакции, позволяет объединять обучающихся разных направленностей, интегрировать их знания, получать  новые результаты образовательной деятельности. Редакция может предоставить пространство творческому продукту любого обучающегося, который через эту публикацию получает возможность интерактивной оценки, анализа, критики и опыта.

Дистанционная работа с обучающимися  предусматривает освоение новых  медиасервисов.  Активное освоение интернет-пространства будет способствовать получению обучающимися новых знаний в области мультимедиа. Они научатся оформлять свои проекты в форме презентаций, видеороликов, мультимедийных лонгридов.  Кроме того, смогут участвовать в видеоконференциях и вебинарах  на платформах  Zoom, Skype, YouTube, Discord.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии предоставляют возможность каждому ребенку осуществлять свободное действие по решению жизненных проблем и дают новые способы деятельности, а инструменты и ресурсы сети Интернет несут в себе огромный обучающий потенциал для ребенка.

 

Список литературы:

  1. Амзин А. Новостная интернет-журналистика [Электронный ресурс].–Москва,2013.–136с.URL:http://alex-alex.ru (дата обращения: 06.03.2015)
  2. Бакулев Г.П. Конвергенция медиа и журналистика/Г.П.Бакулев–М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2002.
  3. Баранова Е.А. Конвергентная журналистика. Теория и практика. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. –М.: Издательство Юрайт, 2014.
  4. Мультимедийная журналистика: инструменты, опыт применения в пермских СМИ [Электронный ресурс]. http://vernsky.ru/pubs/5264/Multimediynaya_zhurnalistika_instrumenty_opyt_primeneniya_v_permskih_SMI (дата обращения: 06.03.2015)
  5. Что такое мультимедийная журналистика? Плоды медиареволюции [Электронный ресурс].- http://yenot-online.com/multi-media/ (дата обращения: 06.03.2015)

 

 

 

 

 

Наши соц сети

Контакты

г. Нелидово, Тверская обл. ул. Советская, д.4

тел. 8 (48266) 5-24-26 ddt-stavceva@rambler.ru