Версия для слабовидящих

Методическая разработка по теме: «Тактика игры в теннис»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества

Методическая разработка по теме:

«Тактика игры в теннис»

 

Автор: Орлов Михаил Иванович,

педагог дополнительного образования

г. Нелидово 2021г.

 

Роль спорта в жизни человека является самым главным атрибутом в образе жизни людей, которые следят за здоровьем и хотят сохранить свою красоту и привлекательность тела на долгие годы. Сейчас огромное количество людей старается вести здоровый образ жизни и заниматься спортом. Многие стараются держать себя в форме, так как именно это помогает предотвратить развитие некоторых заболеваний, а также  появление недомоганий.

Большой теннис – отличный вид спорта, в котором прорабатываются все группы мышц. Данная разновидность отлично подходит как для профессиональных достижений, так и для занятий любительского типа.

Дети, которые занимаются теннисом, всегда активны и менее болезненны. Нужно сказать, что такой вид спорта считается одним из самых полезных для детей. Особенно хорошее влияние он оказывает на тех, у кого есть проблемы со зрением. Как вы знаете, в процессе игры необходимо постоянно сосредотачивать внимание на мяче, поэтому ребёнок будет вынужден не только задействовать мышцы тела, но и мышцы глаз.

Тактика игры в теннис начинается тогда, когда игрок размышляет о том, как направить мяч выше сетки и в пределы площадки. Это в принципе первое намерение новичка.

Таково же намерение игроков высокого класса, когда они видят, что посланный мяч ставит перед ними серьезные проблемы. Но в то время эти игроки знают, как извлечь пользу из любой ситуации и добиваются преимущества благодаря своей технике и пониманию игры, а начинающие  игроки наталкиваются на множество препятствий.

Общее правило таково: любому удару должен предшествовать определенный замысел.

Не следует полагаться просто на тактику как таковую. Игрок может только тогда концентрировать свои намерения, когда его технический багаж и его видение игры позволяет ему это сделать.

Постараемся выделить главные элементы, составляющие основу тактики. Эти элементы скорее зависят от геометрии площадки, чем от характера ударов, хотя не будет ошибкой предположить, что игрок атлетического сложения, делающий акцент в игре на выходах к сетке и ударах с лёта с большой вероятностью будет доминировать на площадке, по сравнению с игроком невзрачной комплектации. Мы знаем так же, что женщины и дети предпочитают оставаться на задней линии в ожидании ошибки противника.

Итак, несколько общих положений. Сетка ниже в середине, чем по краям. Диагональ, проходящая через площадку длиннее боковой линии. Удары с задней линии 1м. над сеткой – ненужный риск. Для выполнения обводящих ударов, когда мяч направляется в ноги противника или вдоль линии, допустима предельно низкая высота полета мяча.

Противнику сложно отражать длинные мячи, так как:

  1. В большинстве случаев они вынуждены отходить назад;
  2. Отступая противник крайне редко может позволить себе обводящий удар из-за большого расстояния до сетки;
  3. Они всегда хоть немного, но застают противника врасплох, вынуждая ответить коротким мячом.

Крученые мячи, если они короткие, должны по возможности выбивать противника с корта, иначе он сам завладеет пространством. При обмене ударами с задней линии прямые удары должны быть длинными. Крученые удары также должны быть как можно длиннее, если это выжидательные удары.

При игре с задней линии изменение ритма вместе с изменением длины ударов – самая выгодная тактика. Чередование быстрых и медленных мячей совершенно необходимо. Что бы не дать противнику возможность привыкнуть занимать позицию и готовится к ударам, всегда располагая одним и тем же временем.

Качество подачи определяется: скоростью полета мяча и заданной точностью. Короткая и медленная подача – это оборонительный удар. Короткая и медленная (может дать эффект, если застает врасплох) нередко задевает сетку, поэтому часто прибегать к ней не следует.

Общее правило: вторая подача должна направляется под левую руку принимающего (за исключением случаев, когда его удар справа действительно очень плохой, или соперник напротив левша) с приданием мячу вращения. Когда начинают играть в теннис, то прибегают к более простым разным подачам, а со временем переходят к крученым подачам, более неудобным для противника на грунтовых площадках.

При приеме длинной и быстрой подачи не следует пытаться сразу же выиграть очко. Если она короткая и медленная, используйте свой шанс. Мысленно прикиньте соотношение выигрышных и проигранных очков, если баланс в вашу пользу, продолжайте в том же духе. Если отрицательный – умерьте свой пыл и довольствуйтесь тем, чтобы выбить противника с позиции или просто захватить инициативу, сковывая его.

А теперь две стандартные ситуации (рисунки в приложении № 1):

  1. После подачи противник выходит к сетке:
  • Направьте мяч к линии подачи, в ноги сопернику (рис. 1­)
  • Ответьте коротким крученым, достаточно быстрым мячом с низкой траекторией (рис. 2)
  • Направьте быстрый мяч вдоль линии, попытайтесь противника застать врасплох, выиграть у него очко контролирующим ударом (рис. 3)
  1. Подающий остается у задней линии корта:
  • Принимайте подачу, обеспечивая для мяча надежную зону безопасности по высоте, длине и ширине (метр над сеткой и по меньшей мере в метре от линии, рис. 4)
  • Попытайтесь нанести косой удар, выбивающий противника с корта, если подача короткая и достаточно медленная (рис. 5)

При выходе к сетке нужно учитывать две возможности:

  1. Противник уже выбит с позиции, что позволяет атаковать «в свободное место», «впротивоход» или вдоль линии, чтобы закончить выигрыш очка ударом с лёта (рис.6)
  2. Противник занимает хорошую позицию, но вы используете его короткий мяч, чтобы выйти к сетке. Атаковать нужно длинным и быстрым мячом, чтобы иметь время продвинуться к сетке как можно ближе. Атака должна, как правило, направляется по центру, желательно под левую руку (если соперник правша). Удар под левую руку остается в резерве для захвата соперника врасплох (рис.7)

Если противник, принимая подачу, нанес удар, вынуждающий вас бить с лёта ниже уровня сетки, будьте осторожны.

А теперь вы наносите длинный удар с лёта, направленный в центр площадки под левую руку (рис. 8). Следующий удар если он потребуется, позволит вам закрепить преимущество, приблизиться ксетке, а иногда и закончить розыгрыш очка в свою пользу.

При медленном и высоком приеме подачи попытайтесь нанести удар по мячу, когда он находится над уровнем сетки, постарайтесь выбить противника с позиции, либо длинным нацеленным ударом с лёта, либо быстрым крученным ударом с лёта, если вы находитесь достаточно близко от сетки (рис. 9).

Выходя после подачи к сетке не нужно мчаться, словно спринтер, с задней линии. Такая поспешность может сказаться на качестве выполняемых ударов с лёта. Необходимо: двигаться достаточно быстро, пробегая путь от задней линии примерно к линии подачи; стартовать в направлении полёта мяча, посланного соперником, чтобы перехватить его ударом с лёта. При ударе с лёта лучше всего занять среднюю позицию – между сеткой и линией подачи (рис.10)

Высокие, быстрые, с хорошей реакцией игроки могут выдвигаться на метр вперед.

Если противник занял позицию за задней линией, самым эффективным ударом будет короткий, крученный, атакующий удар с лёта; если он занял позицию впереди задней линии, то наиболее успешным будет более длинный, крученный, атакующий удар с лёта или прямой удар  «в противоход».

Если игрок находится достаточно далеко от сетки, то в этом случае имеются два решения:

  1. Низкий мяч – его нужно играть длинным ударом, по центру площадки и преимущественно под левую руку с продвижением вперед;
  2. Высокий мяч – его нужно играть нападающим длинным ударом в открытое место. В центр под левую руку или против хода соперника с продвижением вперёд.

Если противник играет с лёта, возможно различные решения:

  1. Попытаться нанести обводящий удар вдоль линии, что бы обыграть противника на скорости (рис 11);
  2. Попытаться нанести короткий крученый удар, который бы вынудил противника играть с лёта по низкому мячу и открыть корт для вашего последующего удара (рис.12);
  3. Попытаться нанести удар в ноги играющему с лёта (рис.13);
  4. Дать свечу, которая может быть нападающей или оборонительной.

Атакующая свеча – это высокий обводящий удар, который можно выполнить даже если у вас есть возможность нанести любой другой удар.

Оборонительная свеча – это удар, который наносится в том случае, когда вы выбиты с позиции. Сыгранная высоко и длинно, она вынуждает сеточника отступить и дает вам время занять правильную позицию на площадке, пока мяч опускается на стороне противника.

Когда встречаются два игрока приблизительно равной силы, невозможно предсказать исход матча. Однако наступает момент, когда один из теннисистов спускает флаг и уступает сопернику. Это чаще всего результат «давления» личности, реализация тактического замысла того, кто взял матч в свои руки.

С первого же гейма разворачивается дуэль между двумя главными действующими лицами. Сначала они присматриваются друг к другу, как в боксе, потом пытаются извлечь выгоду из слабых мест визави, придумывают тактические ходы, способные поставить соперника в затруднительное положение и обеспечить выигрыш очка.

Тот, кто уверен в своих силах, умеет овладеть собой быстро овладевает инициативой. Он без промедления решает задачи, предложенные соперником и в свою очередь прибегает к решительным ответным действиям.

 

Список использованной литературы:

  1. В. Голенко, А. Скородумова, Ш. Тарпищев, Школа тенниса. -М, «Дедалус», 2001 – с 162-166.
  2. В.П. Гроховский, В.С. Романовский.Большой теннис: для всех и для каждого, – Ростов на Дону. «Феникс», 2004 г. гл.6, гл.7.
  3. Железняк Ю.Д., Портнова Ю.М. Спортивные игры: Техника, тактика обучения: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 520 с. 
  4. Иванова Т.С, Пикалова А.В., Дмитров А.А. Особенности соревновательной деятельности и подготовленности юных теннисистов // Физическое воспитание и спорт учащейся и студенческой молодежи: Сборник научных и научно-методических статей. - М/. РИЦ МГИУ, 2001. -С.177-179.
  5. Назаренко Л.Д. Развитие двигательнокоординационных  качеств как фактор оздоровления  детей и подростков// Монография.- М.: Изд. Теория и практика физической культуры, 2001.- 332 с.
  6. Назаренко Л.Д. Физиология  физического воспитания и спорта. Учебно-метод. пособие/ Рекоменд. УМО, Ульяновск, 2000.- 144с.
  7. Пикалова А.В. Критерии эффективности соревновательной деятельности юных теннисистов 10-11 лет: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 2004. - 225 с.
  8. Спортивные игры: Техника, тактика, обучение: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Ю.Д.Железняк и др. / под. ред. Ю.Д.Железняка, Ю.М.Портнова. М.: Издательский центр «Академия», 2001. - с. 383-475.
  9. Tennis-i.com Теннисная энциклопедия Игоря Ивицкого.
  10. Федотова Е.В. Основы управления многолетней подготовкой юных спортсменов в командных видах спорта. – М.: Компания Спутник, 2001.-245 с.
  11. В. Янчук, 12 уроков тенниса, Москва «Терра спорт» 1999 с.-16-17.

Приложение №1

Приложение №2

 

Наши соц сети

Контакты

г. Нелидово, Тверская обл. ул. Советская, д.4

тел. 8 (48266) 5-24-26 ddt-stavceva@rambler.ru