Версия для слабовидящих

Методическая разработка по теме: «Здоровьесберегающие технологии в работе педагога дополнительного образования в секции «Теннис»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества

Методическая разработка по теме:

«Здоровьесберегающие технологии в работе педагога дополнительного образования в секции «Теннис»

Автор: Орлов Михаил Иванович,

педагог дополнительного образования

г. Нелидово 2021г.

Дополнительное  образование детей сегодня – часть образовательной системы Российской Федерации, требующей внимания, не меньшего, чем общее, дошкольное  или профессиональное.

Одной из основных задач педагога дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности  является  укрепление и сохранение здоровья воспитанников.

Необходимость использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе подчеркивают исследования В. Б. Шестакова, Г. С. Туманяна, А. Ю. Осипова, подтверждающие, что здоровье человека более чем на 60% зависит от его образа жизни. В работах О. С. Понариной, М.Л. Лазарева, Г.А. Баранчукова отмечается, что становление культуры человека обусловлено, прежде всего, процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого и ребенка, широким спектром педагогических средств и приемов.

Цель любого учреждения дополнительного образования  – подготовка воспитанников к жизни. Каждый обучающийся должен получить за время обучения компетенции, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни. С помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, представляющей совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья воспитанников возможно достижение данной цели.

Предлагаем рассмотреть типы здоровьесберегающих технологий.

В психолого-педагогической науке выделяют различные типы технологий:

-здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение

двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания);

-оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия,

закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия);

- технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в

предметы общеобразовательного цикла);

- воспитание культуры здоровья (занятия по развитию   личности обучающихся, соревнования, конкурсы и т.д.).

-здоровьеориентировочные технологии.

Среди значимых (специфических) технологических принципов (при

условии соблюдения общепедагогических принципов), которые необходимо

учитывать при разработке здравотворческой системы образования Н.А.

Соловьева выделят следующие:

- принцип единства связи элементов системы здоровьесберегающей

технологии (основные ее составляющие взаимосвязаны и взаимозависимы:

изменение одной из них непременно требует изменения других);

- принцип диагностичности целеполагания;

- принцип функциональной полноты и функциональной взаимосвязи

содержания технологии (полная реализация ЗОТ возможна в случае охвата

одновременно всех составляющих и компонентов образовательной системы);

- принцип открытости функциональных и методических действий (все, что

делается в процессе внедрения и становления ЗОТ, должно быть понятным,

логически обоснованным и информационно открытым для всех субъектов

образовательного процесса);

- принцип объективной оценки конечного результата (только при выполнении этого требования возможен продуктивный контроль и коррекция, поиск способов управления);

- принцип преемственности и завершенности (состоит в согласованности не

только содержания, но и технологической модели, форм учебной

деятельности на разных ступенях образования, как в макро, так и в

микроструктуре);

- принцип вариативности средств, методов и организационных форм

внедрения ЗОТ (широкий спектр и разнообразие средств, методов,

организационных форм и видов здравотворческих технологий обеспечивает

максимальный эффект);

- принцип оптимизации (предполагает в каждом конкретном случае выбор

наилучшего варианта плана действий).

Несмотря на различия в трактовках понятия «здоровьесберегающие

образовательные технологии» и использование некоторыми авторами

понятия «здоровьеразвивающие педагогические технологии»

(подчеркивающего развивающий, формирующий потенциал и функционал

образования), мнения специалистов сходятся в необходимости

проектирования здоровьеформирующей среды являющейся важнейшим

элементом работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Н.Т. Рылова   определяет здоровьесберегающую среду  образовательных учреждений как совокупность управленческих, организационных, обучающих и оздоровительных условий, направленных на формирование, укрепление и сохранение социального, физического, психического здоровья обучающихся, педагогов на основе психолого-педагогических и медико-физиологических средств и методов сопровождения образовательного процесса, профилактики факторов «риска», реализации комплекса мероприятий по созданию социально-адаптированной образовательной среды.

Целью ЗОТ выступает обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, их продуктивной  учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности. Исходя из слагаемых ЗОТ и их характеристик, можно сказать, что данная система   представляет собой совокупность организационно-функциональных и психолого-педагогических установок, определяющих многовариантный набор и компоновку действий, форм, методов, приемов, операций, процедур, образовательно-воспитательных средств, обеспечивающих практико-ориентированное погружение учащихся в специально созданную среду. Это система организационных форм и технологических единиц, ориентированных на конкретный результат - здоровье личности и общества.

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе

образования, Н. К. Смирнов выделяет медико-гигиенические, физкультурно-

оздоровительные, экологические здоровьесберегающие технологии,

технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности,

здоровьесберегающие образовательные технологии.

Наиболее значимыми из всех перечисленных по степени их влияния на

здоровье, адаптацию и развитие учащихся являются здоровьесберегающие

образовательные технологии, которые подразделяются на три группы:

- организационно-педагогические, определяющие структуру учебного

процесса, частично регламентированную в СанПиН-ах, способствующую

предотвращению переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных

состояний;

- психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной

работой педагога на уроке, а также с психолого-педагогическим

сопровождением всех элементов образовательного процесса;

- учебно-воспитательные технологии, включающие программы по обучению

заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся,

мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных

привычек, предусматривающие также проведение организационно-

воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их

родителей.

Внедрение в практику образования системы здоровьесберегающих и

здоровьеразвивающих технологий предполагает, прежде всего, обеспечение

соответствия форм и содержания образовательного процесса личностным,

интеллектуальным и адаптационным возможностям учащихся с учетом

индивидуально-типологических особенностей организма, сенситивных и

критических периодов онтогенеза.

Для того, чтобы обеспечить долговременный оздоровительный и

адаптивно-развивающий эффект, необходимо создание в образовательном

учреждении адаптивной и развивающей образовательной среды.

Рассмотрим систему работы по применению здоровьесберегающих технологий на занятиях теннисом.

Основными критериями здоровьесберегающих свойств педагогической

технологии являются:

  1. Успешность учения (уровень развития мыслительных операций, темп

Развития познавательных процессов: памяти, внимания, восприятия и

мышления).

  1. Показатели здоровья (частота заболеваний, уровень физической культуры).
  2. Социальная адаптивность (динамика самооценки, сформированность

социальных установок, степень социальной адаптации, уровень развития

коммуникативных качеств).

 

 

 

С чего же  начать свою работу в данном направлении?

В первую очередь в секцию допускаются обучающиеся, не имеющие противопоказаний к занятиям теннисом.

Немаловажную роль играет эмоциональный компонент мотивации обучающихся (поощрение, оценивание малейшего положительного результата, установление добрых взаимоотношений между   педагогом и обучающимся).

Построить эффективные, психологически комфортные взаимоотношения поможет  творческий подход к образовательному процессу (применение нетрадиционных, активных форм и методов на занятиях .  

Создание во время тренировок  эмоционально-положительной атмосферы дает возможность обеспечить обучающимся успешную деятельность, повысить их  работоспособность и снизить утомляемость.

Смена форм проведения занятия  снижает напряженность у ребенка, дает возможность найти свою траекторию развития.

Существует ошибочное мнение о том, что спорт сам по себе всегда является здоровьесберегающим». Тем не менее, существуют принципы здоровьесберегающих технологий, без соблюдения которых занятие  не будет нести в себе положительный аспект. Необходимо учитывать  возрастные особенности,  состояние здоровья обучающегося  и его индивидуальные психофизические особенности при выборе форм, методов

и средств обучения. Важно  структурировать занятия на 3 части в зависимости от уровня работоспособности обучающихся (вводная часть, основная и заключительная) и использовать  здоровьесбережение  для  сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.

Основная цель педагогической деятельности в физкультурно-оздоровительном направлении:

-создание условий для физического развития, сохранения и укрепления

здоровья школьников.

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий применяются

следующие группы средств:

- гигиенические факторы;

- оздоровительные силы природы;

- средства двигательной направленности.

Первое условие оздоровления - это создание на занятиях  теннисом гигиенического режима. В обязанности педагога  входит умение и

готовность видеть и определить явные нарушения требований, предъявляемых  к гигиеническим условиям проведения занятий и, по

возможности изменить их в лучшую сторону.

Гигиенические средства достижения здоровьесбережения.

Второе условие  - использование оздоровительных сил природы, которое оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих технологий на занятиях. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, повышает общую работоспособность организма, замедляет процесс утомления и т.д.

Самым важным условием является обеспечение оптимального

двигательного режима на занятиях в теннисной секции, который позволяет

удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение учебного дня, недели и года.

Среди  здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого спортсмена и направленные на возможно более полное  раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии дифференцированного обучения,  обучения  в  сотрудничестве,  разнообразные игровые технологии.

Для педагога очень важно правильно организовать занятие, т.к. он является основной формой педагогического процесса. При планировании и проведении занятия соблюдаем  основные современные требования:

- рациональное распределение нагрузки на занятии;

- включение в программу  теоретических вопросов, связанных со здоровьем обучающихся, способствующих формированию у  них ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;

- оптимальное сочетание различных видов деятельности;

- выбор методов и приёмов обучения, способствующих активизации

инициативы и творческого самовыражения учащихся;

- формирование внешней и внутренней мотивации деятельности обучающихся;

- осуществление индивидуального подхода к обучающимся;

- создание благоприятного психологического климата, ситуации успеха и

эмоциональной разрядки;

- включение в занятие  приемов и методов, способствующих самопознанию

возможностей своего организма, развитию навыков самооценки уровня

своего физического развития;

- целенаправленная рефлексия своей деятельности в течение всего занятия.

Важнейшее требование к занятиям спортом - обеспечение

дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом

состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной

подготовленности, особенностей развития психических свойств. Приступая к

работе с обучающимися 1-года обучения,  прежде всего, определяем, с каким составом предстоит работать в течении нескольких лет. В начале

учебного года выявляем уровень физической подготовленности.

Личностно-ориентированный подход  -  это способ реализации содержания дифференцированного физкультурного образования посредством системы средств, методов и организационных форм, обеспечивающий эффективное достижение цели образования.

Содержание личностно-ориентированного обучения - это совокупность

педагогических технологий дифференцированного обучения двигательным

действиям, развития физических качеств, формирования знаний и

методических умений и технологий управления образовательным процессом,

обеспечивающих достижение физического совершенства.

Личностно-ориентированный и дифференцированный подходы

важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в

области физической культуры и спорта.  

Обучение двигательным действиям.

Обучение двигательным действиям предусматривает возможность выбора операций для решения тех или иных двигательных задач. В этом случае каждый обучаемый может освоить двигательное действие в лучшем  для него составе операций, что станет основой для формирования индивидуального, самого эффективного стиля деятельности.

На занятиях обязательно проводится индивидуальная работа с обучающимися  у которых не получается выполнение того или иного

двигательного действия. Эти дети получают индивидуальные задания.

Индивидуальная работа с обучающимися на разных этапах занятия способствует сохранению физического, нравственного и социального здоровья обучающихся.

Развитие физических качеств.

Дифференцированное развитие физических качеств в группах разной

подготовленности осуществляется с использованием как одинаковых, так и

разных средств и методов, но величина нагрузки всегда планируется разная, в результате чего уровень физической подготовленности обучающихся

существенно улучшается по сравнению с исходным уровнем. В более слабых

группах дети раньше заканчивают выполнение заданий, у них остаётся

больше времени для отдыха и восстановления.  Обязательно контролируем физические нагрузки каждого обучающегося по частоте сердечных сокращений перед началом и после окончания занятия.

В подготовительной части занятия  задания выполняются всеми детьми, но для более слабых снижается нагрузка, уменьшается время выполнения заданий, их объём, интенсивность, количество повторений, темп движения; даются более простые подводящие и подготовительные упражнения, разрешается делать более частыми и длительными паузы отдыха.

В практике физкультурно-оздоровительной работы широко  применяются соревновательные и игровые технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития обучающихся, но и здоровьесбережения.   В игре и через игровое общение у растущего ребёнка проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. Именно в игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что так же благотворно влияет на здоровье.

Особое внимание на занятиях в секции тенниса  уделяем детям с избыточным весом. Хорошие результаты могут быть получены, если вначале привлечь таких детей помогать при проведении подвижных игр и эстафет. Вначале они помогают в судействе, затем, вовлекаясь в события, принимают участие в игре и перестают стесняться своей моторной неловкости. Продолжая таким образом заниматься на занятиях, эти дети приобретают уверенность в своих силах и постепенно включаются в регулярные занятия. На этом этапе режим занятий для разных групп должен быть различным: тренирующим, тонизирующим или щадящим.

Постоянно ориентируем сильных детей на то, что они обязаны помогать слабым, предлагать им подготовить более слабого товарища к успешному выполнению упражнения и ставим им за это высокую оценку.

Обеспечение дифференцированного подхода к обучающимся с учетом их физического развития и двигательной подготовленности; достижение

высокой моторной плотности, динамичности, эмоциональности,

образовательной и инструктивной направленности уроков; формирование у

обучающихся навыков и умений самостоятельных занятий физическими

упражнениями - всё это важнейшие требования к проведению занятий.

Игровые технологии

Игровая  и соревновательная деятельность на занятиях  занимает центральное  место в образовательном процессе по теннису. Ценность игровой и соревновательной  деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам.

Самоценность соревновательной игры заключается в том, что она осуществляется не под давлением жизненной необходимости, а от

физиологической необходимости обучающихся двигаться, играть. Игровые формы работы в учебном процессе могут нести   ряд функций:

- обучающая;

- воспитательная;

- коррекционно-развивающая;

- психотехническая;

- коммуникативная;

- развлекательная;

- релаксационная.

Технология групповой деятельности

Групповые технологии помогают восстановить физические и духовные

силы, рождают спортивный здоровый азарт, дух команды, дух стремления к

победе, чувство гордости за удачно проведенные соревнования. Результатом широкого применения игровых и групповых технологий на занятиях по теннису в учреждениях дополнительного образования становится изменение отношения к спорту.

Обучающиеся всех возрастов, в работе с которыми  регулярно

использовались  соревновательные моменты  и  подвижные игры, посещают занятия регулярно и с удовольствием. Показателями успешности применения данных технологий на уроках становятся высокие результаты выступления учащихся в соревнованиях.

Комбинирование методов, приемов физического воспитания

Для создания здоровьесберегающего пространства  необходимо комбинировать игровой, соревновательный   и круговой метод, учитывая

возрастные особенности учащихся, не допускать переутомления, направлять

их действия и контролировать нагрузку.

Необходимо обучать школьников умению сознательно оценивать

собственное физическое развитие и составлять комплексы упражнений, а

также объяснять учащимся, что систематичность специальных упражнений и

последовательность их выполнения закрепляют результаты, достигнутые в

процессе занятий. Это вызывает повышенный  интерес к занятиям, к активности и желание работать над   собой самостоятельно.

Объясняя новый материал, разучивая   и закрепляя его, необходимо

обращать внимание детей на основные ошибки в технике выполнения упражнений, учить анализировать и оценивать их.

В Доме детского творчества в секция «Теннис» занимаются дети разных возрастов. В процессе обучения педагогом применяются различные здоровьесберегающие технологии.

Теннис – вид спорта, имеющей огромное воспитательное, оздоровительное и прикладное значение, которое кроме того, обеспечивает укрепление здоровья и всестороннее гармоничное развитие юных спортсменов, их физической подготовленности, формирование важных умений, необходимых в жизни.

Занятия теннисом – это школа здорового образа жизни, выносливости, стойкости, взаимопомощи, упорства, самопознания. Оздоровительный эффект тенниса проявляется при рациональной сбалансированности нагрузок, соответствии их индивидуальными возможностям учащихся. Задача тренера - помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, каждый из них осознал свою индивидуальность, был готов вести здоровый образ жизни, ценил свое здоровье и здоровье окружающих и мог приобщиться к занятиям любимым видом спорта.

Основные принципы организации учебно-тренировочного процесса на основе принципов здоровьесбережения:  

- не навредить, не наносить ущерб здоровью воспитанников, не допускать переутомления;

- не забывать, что здоровье – единство физического, психического и духовно-нравственного благополучия;

 - непрерывность и преемственность здоровьесберегающей работы, проводимых на каждой тренировке;

- педагог-тренер -  пример и образец здорового образа жизни;

- соответствие организации учебно-тренировочного процесса возрастным особенностям воспитанников: объем физической нагрузки, уровень сложности изучаемого материала должны соответствовать индивидуальным возможностям юных теннисистов;

- каждая тренировка должна быть интересна во избежание переутомления за счет различных форм, методов и приемов подачи содержания учебного материала;

- учет зоны работоспособности учащихся при организации учебно-тренировочного процесса, используя знания о пиках и спадах работоспособности, как в течение суток, так и в течение недели;

- создание комфортных психологических условий для тренировки, с преимуществом положительных эмоций, создание ситуации успеха, стараясь избегать негативных эмоций;

- организация профилактических мероприятий, сотрудничество с медицинскими и профилактическими учреждениями, родителями (законными представителями), педагогами.

На начальном этапе подготовки, воспитанники, желающие заниматься спортом и имеющие медицинское заключение врача, получают краткие сведения о строении и функциях организма; общие понятия о гигиене, гигиене одежды и обуви, о закаливании, режиме дня и питание; гигиеническом значении водных процедур (умывание, обтирание, обливание, душ, баня, купание); пользе естественных факторов природы (солнце, воздух, вода) в целях закаливания организма.          

Пары для игры комплектуются с учётом физической и технической подготовленности обучающихся.

Воспитанники также овладевают необходимыми навыками безопасного поведения при игре в теннис. Частью воспитательного процесса является и систематическое обсуждение и осуждение вредных привычек молодежи, такие, как курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, допинга, и их негативное влияние на организм любого человека, и спортсмена в частности.

Следует отметить, что специфика занятий теннисом стоит в повышенной трамоопасности. Учитывая, что у воспитанников, еще не закончилось формирование костно-мышечного аппарата, упражнения, оказывающих значительные нагрузки на двигательный аппарат, внутренние органы необходимо вводить с осторожностью. Воспитанники знакомятся с основами техники безопасности игры в теннис, первой помощи при травмах.

Большое значение на занятиях отводится воспитанию сознательной дисциплины, тому, чтобы учащиеся осмысленно выполняли те или иные упражнения и приёмы, что способствует более прочному усвоению материала и позволит избежать травм. Для формирования товарищества и взаимопомощи, что свойственно всем спортсменам, с первых занятий вводится  правило, что более подготовленные учащиеся должны помогать более слабым в изучении новых приёмов и упражнений. Для того, чтобы юные спортсмены, постепенного учились следить за своим здоровьем, рекомендуем  ребятам  вести дневник самоконтроля спортсмена, где учитываются объем и интенсивность нагрузок, результаты тренировок и соревнований.

Немаловажным для педагога-тренера является  психологическое здоровье воспитанников. Для уменьшения эмоционального напряжения и улучшения деятельности центральной нервной системы используются  мышечная релаксация (расслабления),  элементы аутотренинга, повышающего самооценку ребенка, создание ситуации успеха. Таким образом, очень важно в условиях спортивной игры сохранить здоровье детей и подростков, сформировать у них представление о ценности здоровья, уникальности человеческого организма, а также стремление управлять своим здоровьем и сберечь его, строить свое спортивное поведение без ущерба для благополучия других людей.

Положительная динамика освоения воспитанниками секции «Теннис» дополнительной общеразвивающей  программы выражается в хороших диагностических  показателях, а также в спортивных достижениях на муниципальном  и региональном уровнях.

Необходимо продолжить работу по здоровьесберегающим технологиям, так как они способствуют укреплению и сохранению здоровья, формируют у воспитанников необходимые компетенции по здоровому образу жизни, учат использовать полученные знания в повседневной жизни, почувствовать радость пребывания в спортивном зале при занятиях теннисом.

 

 

 

 

 

Использованная литература:

 

  1. Березина В. А. Дополнительное образование детей в современных условиях / В. А. Березина. // Нормативные документы образовательного учреждения. – 2006. - № 3.
  2. Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса / Под научной редакцией Э. М. Казина, Н. А. Заруба. - Кемерово КРИПКиПРО, 2003.
  3. Фурманов А.Г. Оздоровительная физическая культура: Учеб.. для студ. Высш. Учеб. заведений / А.Г.Фурманов, М.Б.Юспа. – Мн., 2003
  4. Комплексная оценка показателей здоровья и адаптации в образовательных учреждений: Научно-методическое пособие / Отв. редактор Э.М. Казин. – Новокузнецк: ИПК, 2004.
  5. Хентонен А. Г., Бельская К. В. Современные тенденции развития системы дополнительного образования в России // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 527-529. — URL https://moluch.ru/archive/127/35206/ 6. Ситель, А.Б. Соло для позвоночника / А.Б. Ситель. – М. : Метафора, 2008. – 240 с.
  6. КовалькоВ.И., Здоровьесберегающие технологии в основной школе:/ В.И. Ковалько. – М. :Вако, 2004. – 124 c.

7.Ковалько В.И., Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.

  1. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А.. Упражнения и игры с мячами. Издательство НЦ ЭНАС, 2006г.

9.Синягина  Н.Ю., Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.

  1. Смирнов Н.К., Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.

11.Степанова О.А., Оздоровительные технологии в школе. //   №1 - 2003, с.57.

12.Якиманская  И.С., Личностно-ориентированное обучение. – М.:  1991. – 120 с.

  1. Зверева В.И. Диагностика и экспертиза педагогической деятельности. –

М., 1998.

  1. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. –

М.: Российское педагогическое агентство, 1998.

15.Антонова Л.Н. Психологические основания реализации

здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях/ Л.Н.

Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. - М.: Изд-во МГОУ, 2004.(Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на 2001-2005 гг.»).

16.Безруких М.М., Сонькин В.Д., Безобразова В.Н.. «Здоровьесберегающая школа» Москва, Педагогический университет «Первое сентября». 2006 г. 17.Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология.-2004.-№1.

  1. Вашлаева Л.П., Панина Т.С. Теория и практика формирования здоровьесберегающей стратегии педагога в условиях повышения квалификации// Валеология.- 2004.-№4.
  2. Зенова Т.В. Материалы для подготовки комплексно-целевой программы «Школа здоровья»//Практика административной работы в школе. – 2006.-№1. 20.Сократов Н.В., Тиссен П.П. «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе школьников». Оренбург. Издательство ОГПУ. 2007 г.
  3. Макеева Д.З., Лысенко И.В. Учебно-методический комплект

«Волшебные уроки в стране Здоровье». СПб., Образование и культура, 1999

  1. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11.

23.Касаткин В.Н., Щеплягина Л.А. «Здоровье. Учебно - методическое

пособие для учителей 1 - 11 классов, Москва, 2001.

  1. Казаковцева Т.С, Косолапова ТЛ. К вопросу здравотворческой

деятельности в образовательных учреждениях // «Начальная школа»,

2006, № 4.

  1. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра //

«Начальная школа», 2006, № 6.

Наши соц сети

Контакты

г. Нелидово, Тверская обл. ул. Советская, д.4

тел. 8 (48266) 5-24-26 elena-stav3@rambler.ru