ПРОЕКТ «Досуг»
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей
Дом детского творчества г. Нелидово
«Утверждаю»
Директор Дома детского творчества
_______________Е.В.Ставцева
«13» февраля 2014г.
ПРОЕКТ «Досуг»
Составитель проекта:
педагог-организатор
Барменкова Татьяна Викторовна
г. Нелидово
.
Паспорт проекта
Название проекта |
«Досуг» |
Название учреждения |
Дом детского творчества города Нелидово |
Адрес |
г. Нелидово, ул. Советская, д.4 |
Руководитель проекта |
Барменкова Татьяна Викторовна. |
Участники проекта |
Педагог-организатор, педагоги дополнительного образования Дома детского творчества, обучающиеся и их родители, ОУ |
Сроки реализации |
5 лет год (с 13 февраля 2014 по 13 февраля 2019 года) |
Краткое описание проекта |
Проект представляет продуманную систему организации полноценного досуга детей и подростков, как сферы их социализации, основанную на культуросообразности, взаимодействии детей, педагогов, родителей и общественности с учётом вариативной модели взаимодействия между Домом детского творчества и общеобразовательными учреждениями города Нелидово в рамках реализации федеральных государственных стандартов нового поколения. |
Пояснительная записка
Данный проект - длительная комплексная досуговая программа, которая нацелена на создание оптимальных условий развития детей, повышение познавательного интереса, поддержки и дальнейшего развития детского творчества, формирования навыков самостоятельной организации содержательного досуга и развития коммуникативной компетентности.
Создан он для решения целого ряда актуальных проблем сегодняшнего дня:
- организации досуга детей и подростков,
- взаимодействия детей, педагогов и родителей,
- социализации детей, подростков, юношества,
- использование возможностей Дома детского творчества г. Нелидово для реализации внеурочной деятельности.
Стоит вспомнить, что слово «досуг» связано с глаголом «досягнуть». Это значит иметь возможность что-то делать, чего - то достичь.
Важно выделить три функции любого досуга: ОТДЫХ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ и САМОРАЗВИТИЕ.Ни от одной из них невозможно отказаться, но и останавливаться только на одной из них недостаточно. Это важное положение определяет содержание данного проекта.
Досуговая деятельность - это свободное от учебы время, направленный процесс воспитания и образования ребенка в привлекательных для него формах: праздники, театрализованные представления, спектакли, игровые конкурсы. Ребята, педагоги, родители выступают не только в качестве зрителей, но и становятся активными участниками: от создания сценария и оформления до воплощения в жизнь игровой или развлекательной программы, КВНа, спектакля или шоу. Работа, предшествующая празднику, и само его проведение воспитывают у ребят чувство единства, значимости, объединённости одной общей идеей. Проводимые мероприятия проекта не сковывают ребят, а наоборот, вырабатывают внутреннюю свободу, свободу общения в коллективе.
Творческая активность, ответственность, умение подчиняться правилам, умение взаимодействовать - все черты характера, которые формируются при реализации проекта, помогут детям вписаться во взрослую общественную жизнь. Помогут создать свой вариант жизни, достойный человека.
Отдых, развлечение и развитие подрастающего поколения будут наиболее качественными, если будет осуществлено взаимодействие детей, родителей и педагогов.
Одной из самых больших и грозных бед нашего времени - является разрушение семейного уклада. Многие родители чувствуют себя истощенными физически, эмоционально, духовно. Но понимают, как важно приобщать детей к культуре, помогая развитию растущей личности.
Проект ставит целью связать мир взрослых и мир детей, вернуть традицию семейного отдыха, создать условия для позитивного взаимодействия родителей и детей, формирования ценностных ориентиров, оказать практическую помощь в преодолении негативных поступков.
В городе Нелидово работают несколько учреждений дополнительного образования: школа искусств, спортивная школа и Дом детского творчества.
Дом детского творчества является единственным многопрофильным учреждением дополнительного образования, где детям предоставляются условия для творческого развития на основе свободы выбора вида деятельности, возможность проявить себя в различных видах творчества, развить коммуникативные качества, компенсировать дефицит общения. Среди проблем Дома детского творчества, требующих внимания и решения, можно выделить следующие: недостаточное количество совместных мероприятий для детей и родителей, использование устаревших форм организации досуговой деятельности, отсутствие полноценной интегрированной деятельности между педагогами дополнительного образования.
Описание проекта
Для решения этих конкретных проблем возникла идея проекта, которая заключается в создании системы общей воспитательной работы всего педагогического коллектива для взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования в интересах развития личности ребёнка, формирования позитивного образа себя и мира, в котором живёт, взаимодействует и творит ребёнок.
Основа этой системы - объединение усилий педагогов всех творческих объединений и общеобразовательных школ по привлечению к сотрудничеству с детьми и их родителями и общению между ними.
Под системой воспитательной работы в отделе подразумевается понятие эмоционально – комфортной педагогической реальности, смыслом которой является содержательно полноценный досуг детей и их родителей на основе их взаимодействия и сотворчества, свободы выбора, неформального общения.
Создание такой системы позволит детям познакомиться со всеми направлениями работы отдела и попробовать себя в различных областях творчества, расширить круг общения, найти новых друзей и единомышленников, развить коммуникативную культуру.
Для осуществления этого проекта разработан план совместных праздников и массовых мероприятий для обучающихся и их родителей (мероприятия могут планироваться как для одного или нескольких творческих объединений, так и для Дома детского творчества в целом, а так же между коллективами других учреждений, так и для классных коллективов общеобразовательных школ)
Цель проекта:
Создание оптимальных условий для духовного, интеллектуального развития детей, повышения познавательного интереса, поддержки и дальнейшего развития детского творчества, формирования навыков организации содержательного досуга при взаимодействии детей, педагогов и родителей.
Задачи проекта:
- Создать условия для достижения успеха детьми, педагогами, условия для их творческого самовыражения и самореализации; включить детей в социально значимую деятельность в сфере досуга;
- Возродить традиции организации воспитательной работы и дополнительного образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов;
- Максимально включить родителей в досуговую деятельность;
- Разработать и реализовать новые технологии досуговой деятельности;
- Способствовать установлению более тесных отношений между детьми и родителями.
- Развить коммуникативную культуру детей и подростков на основе сотворчества.
- Формировать установку на здоровый образ жизни.
Целевая группа проекта:
Проект создаётся для обучающихся Дома детского творчества, педагогов дополнительного образования Дома детского творчества, учащихся ОУ, родителей и педагогов ОУ.
Ожидаемые результаты:
- Эмоционально-комфортные условия для занятий в Доме детского творчества всех субъектов воспитательного процесса.
- Позитивная мотивация детей, педагогов, родителей к участию в жизни коллективов, содержательно–полноценному досугу, здоровому образу жизни.
- Приобретение опыта сотворчества и взаимодействия в коллективной деятельности детей и взрослых
- Создание положительного имиджа Дома детского творчества города Нелидово как открытой социальной воспитательной системы
Этапы реализации проекта
Период реализации проекта |
Цели и задачи, содержание деятельности |
Форма проведения |
Подготовительный с 13.02.2014г. по 15.02.2014г. |
Познакомить с проектом всех педагогов Дома детского творчества с целью выполнения единых воспитательных задач внутри учреждения. Разработать план мероприятий по реализации проекта. |
Беседы, обсуждение. |
Реализация с 15.02.2014г. по 05.02.2015г.
|
Разработать и реализовать сценарии мероприятий по плану, через организацию взаимодействия педагогов, детей и родителей. Проводить акции, конкурсы, соревнования. |
Праздники, выставки, концерты, конкурсные и развлекательные программы |
Аналитический с 05.02.2015г. по 15.02.2015г. |
Проанализировать мероприятия по плану, выявив положительные и отрицательные стороны |
Анкетирование, наблюдение, отзывы, публикации в СМИ |
Перспективный план реализации проекта
на 2013-2014 учебный год
(Годовой круг мероприятий)
Время |
Мероприятие |
Место проведения |
Ответственный |
февраль |
Интеллектуально-игровая программа «У подножия Олимпа» |
Кинотеатр «Спутник» |
Барменкова Т.В., педагог-организатор |
Участие в районном мероприятии, посвященном открытию года Культуры (организация выставки Дома детского творчества) |
ДК «Шахтер» |
Барменкова Т.В., педагог-организатор |
|
Организация и проведение литературной гостиной, посвященной А.С. Пушкина |
Гимназия №2 |
Мишакова С.А., педагог творческого объединения «Лира» |
|
Городской турнир по шахматам и шашкам в честь освобождения г.Нелидово. |
Школа №4 |
Козырев В.Н., педагог творческого объединения «Шахматы», Белов В.В., педагог творческого объединения «Шашки» |
|
Районная выставка «Зеркало природы» |
Школа №4 |
Громова Н.П., педагог-организатор |
|
март |
Городская праздничная программа «Масленичные гуляния»
|
Парк ДК «Шахтер» |
Барменкова Т.В., педагог-организатор, Петрова Л.Д., педагог хореографического коллектива «Жемчужинка», Хлиманенкова В.А, концертмейстер |
Праздничная программа, посвященная Дню 8 марта
|
Кинотеатр «Спутник» |
Барменкова Т.В., педагог-организатор |
|
Участие в межрайонном конкурсе «Созвездие» |
ДК «Шахтер», выставочный зал, кинотеатр «Спутник» |
Все педагоги |
|
Проведение номинации «Художественное чтение» в межрайонном конкурсе «Созвездие» |
Кинотеатр «Спутник» |
Барменкова Т.В., педагог-организатор |
|
Проведение номинации «Театральное искусство» в межрайонном конкурсе «Созвездие» |
Кинотеатр «Спутник» |
Барменкова Т.В., педагог-организатор |
|
Участие в отборочном туре регионального ретро-фестиваля детского и молодежного творчества в г. Старица 13 марта |
г. Старица, ДК |
Барменкова Т.В., педагог-организатор, Петрова Л.Д., педагог хореографического коллектива «Жемчужинка» |
|
Апрель |
Праздничная пасхальная программа (кукольная сказка «Путешествие пасхального яйца») |
Детский сад №4 |
Барменкова Т.В., педагог-организатор |
Участие в городском Гала-концерте «Созвездие» |
ДК «Шахтер» |
Все педагоги |
|
Музыкальная программа «Под гитару для души» |
Кинотеатр «Спутник» |
Барменкова Т.В., педагог-организатор, Нилогов Э.Ю., педагог вокально-инструментальной студии |
|
Участие в Гала-концерте регионального ретро-фестиваля детского и молодежного творчества |
г. Тверь |
Барменкова Т.В., педагог-организатор, Петрова Л.Д., педагог хореографического коллектива «Жемчужинка» |
|
май |
Районная выставка рисунков ко Дню Победы |
Школа №4 |
Громова Н.П., педагог-организатор |
Конкурсно-игровая программа «Веселушки» |
Кинотеатр «Спутник» |
Барменкова Т.В., педагог-организатор, |
|
Концертная программа, посвященная Дню Победы |
Парк ДК «Шахтер» |
Барменкова Т.В., педагог-организатор, Нилогов Э.Ю., педагог вокально-инструментальной студии, Петрова Л.Д., педагог хореографического коллектива «Жемчужинка» |
|
июнь |
Конкурс рисунков на асфальте «В гостях у сказки» |
Парк ДК «Шахтер» |
Барменкова Т.В., педагог-организатор |
Городское праздничное мероприятие, посвященное Дню защиты детей (конкурсно-игровая программа) |
Парк ДК «Шахтер» |
Барменкова Т.В., педагог-организатор, Петрова Л.Д., педагог хореографического коллектива «Жемчужинка» Хлиманенков В.А., концертмейстер |
|
Музыкальная программа «С песней по лету!»
|
Кинотеатр «Спутник» |
Нилогов Э.Ю., педагог вокально-инструментальной студии |
|
Конкурсно-развлекательная программа «Семь орешков для Золушки» |
Кинотеатр «Спутник» |
Барменкова Т.В., педагог-организатор
|
|
Конкурсно-развлекательная программа, посвященная Дню России |
Парк ДК «Шахтер» |
Барменкова Т.В., педагог-организатор
|
|
Конкурсно-развлекательная программа «Богатырские забавы» |
Кинотеатр «Спутник» |
Барменкова Т.В., педагог-организатор
|
|
познавательно-развлекательная программа «Цветочный серпантин» |
Кинотеатр «Спутник» |
Петрова Л.Д., педагог хореографического коллектива «Жемчужинка» |
|
музыкальная программа «Музыкальные почемучки» |
Кинотеатр «Спутник» |
Нилогов Э.Ю., педагог вокально-инструментальной студии |
|
1 открытый фестиваль-конкурс оздоровительных лагерей «МЫ ВМЕСТЕ!» |
Кинотеатр «Спутник» |
Барменкова Т.В., педагог-организатор
|
|
Праздничная программа, посвященная Дню молодежи |
Парк ДК «Шахтер» |
Барменкова Т.В., педагог-организатор, Нилогов Э.Ю., педагог вокально-инструментальной студии |
|
|
Праздничная программа, посвященная выпускникам |
Школа №4 |
Барменкова Т.В., педагог-организатор |
июль |
Музыкальная программа «Незабудки» |
Кинотеатр «Спутник» |
Нилогов Э.Ю., педагог вокально-инструментальной студии |
Конкурсная программа «Мультяшный переворот» |
Кинотеатр «Спутник» |
Барменкова Т.В., педагог-организатор
|
|
Праздничное городское мероприятие, посвященное 40-летию НЗГП (театрализованная игровая программа)
|
Парк ДК «Шахтер» |
Барменкова Т.В., педагог-организатор
|
|
август |
Гродская квест-игра «В поисках клада на улицах родного города» |
Парк ДК «Шахтер», улицы города Нелидово |
Барменкова Т.В., педагог-организатор |
сентябрь |
Презентация творческих объединений Дома детского творчества |
Кинотеатр «Спутник»
|
Барменкова Т.В., педагог-организатор
|
Районная выставка-конкурс по декоративно-прикладному творчеству «Сувенир» |
Школа №4 |
Громова Н.П., педагог-организатор |
|
Торжественная программа, посвященная открытию игровой площадки в Нелидовском поселении (шахта №1) |
Нелидовское поселение (шахта №1) |
Барменкова Т.В., педагог-организатор
|
|
октябрь |
Праздничная программа, посвященная Дню учителя и Дню пожилого человека «От всей души!» |
Кинотеатр «Спутник» |
Барменкова Т.В., педагог-организатор
|
Шахматно-шашечный турнир среди школьников и учителей города ко Дню учителя «Играем с учителем» |
Школа №4 |
Козырев В.Н., педагог творческого объединения «Шахматы», Белов В.В., педагог творческого объединения «Шашки» |
|
Выпуск газеты «Животворящее слово» |
|
Мишакова С.А., педагог творческого объединения «Юные журналисты», Ставцева Е.В., педагог творческого объединения «Издательское дело» |
|
Концертная программа «Спасибо Вам, учителя!» |
Новоселковская школа |
Демешко С.И., педагог творческого объединения «Фольклорный ансамбль» |
|
|
Выпуск телепрограммы «Дай 5» о профессии учителя |
ДК «Шахтер» |
Дворников О.В., педагог творческого объединения «Дай 5!» |
Литературная гостиная, посвященная 200-летию М.Ю. Лермонтова «И грусти ранняя на мне печать…» |
Гимназия №2 |
Мишакова С.А., педагог творческого объединения «Лира» |
|
Познавательно-игровая программа «Азбука дорожного движения» |
Новоселковская школа |
Барменкова Т.В., педагог-организатор |
|
Познавательно-игровая программа «Ура! Каникулы!» |
Школа №5 |
Барменкова Т.В., педагог-организатор |
|
ноябрь |
Спортивно-танцевальная программа «Танцуйте на здоровье!» |
Гимназия №2 |
Петрова Л.Д., педагог хореографического коллектива «Жемчужинка» |
Выставка семейного творчества |
Школа №4 |
Громова Н.П., педагог-организатор |
|
Шахматно-шашечный турнир «Золотая осень» |
|
Козырев В.Н., педагог творческого объединения «Шахматы», Белов В.В., педагог творческого объединения «Шашки» |
|
Участие в открытом фестивале-конкурсе детского и юношеского творчества среди учреждений дополнительного образования детей «Детскому творчеству – браво!» |
г. Ржев, Дом детского творчества |
Барменкова Т.В., педагог-организатор, Нилогов Э.Ю., педагог вокально-инструментальной студии, Петрова Л.Д., педагог хореографического коллектива «Жемчужинка», Маркелова И.А., педагог театральной студии |
|
декабрь |
Выставка прикладного творчества «Здравствуй, гостья-Зима!» |
Школа №4 |
Громова Н.П., педагог-организатор |
Елка главы |
ДК «Шахтер» |
Барменкова Т.В., педагог-организатор, Маркелова И.А., педагог театральной студии |
|
Новогодняя феерия |
Кинотеатр «Спутник» |
Нилогов Э.Ю., педагог вокально-инструментальной студии |
|
Выпуск газеты «Животворящее слово» |
|
Мишакова С.А., педагог творческого объединения «Юные журналисты», Ставцева Е.В., педагог творческого объединения «Издательское дело» |
|
Январь |
Рождественская елка |
ДК «Шахтер» |
Барменкова Т.В., педагог-организатор, Маркелова И.А., педагог театральной студии, Петрова Л.Д., педагог хореографического коллектива «Жемчужинка» |
I открытый конкурс новогодних костюмов «В гостях у Снежной Королевы» |
Кинотеатр «Спутник» |
Барменкова Т.В., педагог-организатор |
|
Рождественский городской турнир по шахматам и шашкам. |
Школа №4 |
Козырев В.Н., педагог творческого объединения «Шахматы», Белов В.В., педагог творческого объединения «Шашки» |
|
Рождественский городской турнир по настольному теннису |
|
Адарченко Н.А., педагог педагог творческого объединения "Теннис" |
|
Рождественский городской турнир по большому теннису |
|
Орлов М.И., педагог творческого объединения "Большой теннис" |
|
февраль |
Литературная гостиная «России сердце не забудет…» |
Гимназия №2 |
Мишакова С.А., педагог творческих объединений «Юные журналисты», «Лира» |
Круглый стол «О чем молчат дети» |
Кинотеатр «Спутник» |
Все педагоги |
|
|
|
|
|
Распределение обязанностей среди педагогов дополнительного образования для реализации проекта.
В реализации проекта принимают участие все педагоги творческих объединений Дома детского творчества, дети и их родители.
Роли в проекте распределены следующим образом:
- Педагог – организатор:
Знакомит с проектом всех педагогов, составляет вместе с педагогами перспективный план совместных праздников и массовых мероприятий для обучающихся и их родителей.
Ведёт контроль за ходом выполнения работы и консультирует педагогов в течение года. Так же проводит ряд консультаций.
Педагоги творческих объединений художественно-эстетического направления:
- Педагоги «Вокально-инструментальной студии», «Фольклорного ансамля», кружка «Игра на гитаре»:
Помогают в музыкальном оформлении мероприятий по проекту, готовят музыкальные номера для праздничных мероприятий. Предоставляют детей и родителей для участия в мероприятиях.
- Педагог хореографического коллектива «Жемчужинка»:
Готовит танцевальные номера к мероприятиям. Предоставляет детей и родителей для участия в мероприятиях.
- Педагоги «Театральной студии» и «Кукольного театра»:
Готовят театрализованные постановки к мероприятиям. Помогают в оформлении мероприятий, изготовлению реквизита и костюмов, готовят выставки детских работ. Предоставляют детей и родителей для участия в мероприятиях.
- Педагог литературного кружка «Лира»:
Готовит номера к мероприятиям. Предоставляет детей и родителей для участия в мероприятиях.
- Педагог медиа-центра «Дай 5»:
Организовывает видеосъемку мероприятий по проекту. Предоставляет видеоматериал для показов на ТВ.
Педагоги творческих объединений физкультурно-спортивного и культурологического направления:
- Педагоги кружков «Настольный теннис», «Большой теннис», «Шахматы», «Шашки»:
Организовывают различные тематические турниры по проекту. Предоставляют детей и родителей для участия в мероприятиях.
- Педагоги кружков « Клуб юных журналистов», «Издательское дело»:
Организовывают фотосъемку мероприятий по проекту. Предоставляет материал (статьи, фотографии) для публикаций в газетах и размещения на сайт Дома детского творчества.
Список использованных источников и литературы
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей;
- Устав Дома детского творчества города Нелидово;
- Сфера досуга-сфера социализации : Изд.- С-Петербург- Материалы научно практической конференции –февраль 2001г.
- А.Б. Галченко; И.М Карелова –«В диалоге с семьёй» - ЦРДО.ТОУ-С-Пб. ГДТЮ 2004г.