Версия для слабовидящих

Проектные технологии Дома детского творчества города Нелидово

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества города Нелидово тверской области

подготовила: Барменкова Т.В., педагог-организатор, педагог дополнительного образования

2019г.

Использование проектных технологий в дополнительном образовании является актуальным вопросом в успешной социализации подрастающего поколения.

Так как развитие и социализация личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия – через содержание учебных предметов и адекватные ему технологии и методики.

Одним из эффективных способов педагогического обеспечения социализации обучающихся являются проектные технологии. 

Метод проектов как педагогическая технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования).

В этом случае ориентиром цели дополнительного образования может быть не «модель выпускника, соответствующая нормам и требованиям», а модель маршрута.

 

Проектные технологии на занятиях в творческом объединении «Непоседы»

Дополнительное образование позволяет внедрять современные проектные технологии с целью освоения обучающимися современного стандарта.

Проектные технологии на теоретических занятиях обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков.

При планировании теоретических занятий в учреждениях дополнительного образования особенность использования проектных технологий заключается в том, что качественно меняет роль педагога. Устраняется его доминирующая роль в процессе присвоения знаний и опыта, ему приходится не только и не столько учить, сколько помогать ребенку, учиться, направлять его познавательную деятельность. 

Наиболее наглядно это видно в разработке открытого занятия «Технология организации мероприятия» в творческом объединении «Непоседы». 

Целью занятия является формирование знаний по проектированию мероприятий различной направленности  и создание благоприятных условий для активизации познавательного интереса учащихся, реализации их способностей. Среди задач, направленных на социализацию обучающихся можно выделить: воспитательные задачи - содействовать формированию и развитию самостоятельности, умению объективно осуществлять самоанализ, способствовать формированию умений работать в группе, коллективе, навыков сотрудничества, развитию толерантности и взаимопонимания. Развивающие задачи - способствовать развитию коммуникативных способностей, умению жить в коллективе.  

Профориентационные - способствовать формированию профессионально важных качеств личности, формированию личностного и профессионального самоопределения через развитие познавательных и профессиональных интересов. 
Важно отметить прогнозируемые результаты занятия. При создании благоприятных условий для активизации познавательного интереса учащихся, у них будут сформированы знания по проектированию мероприятий различной направленности  и навыки работы в группе, коллективе.

Для организации занятия формируются малые группы, где обучающиеся осуществляют различные взаимодействия, обратная связь в которых, сказывается на эффективности коммуникации.

Работа в малых группах по три человека даёт возможность раскрыться каждому ребенку, а также скрыть какие-то неточности в работе.
Использование игровых методов обучения на каждом этапе, а также роль педагога как старшего товарища приводит к повышению мотивации. Рефлексия, запланированная на каждом этапе занятия, позволяет фиксировать результат детей по усвоению нового материала. Анализ оценки деятельности на занятии каждый проводит самостоятельно.  

Краткое описание хода занятия:

  • I.Театрализованная постановка  «Королева и придворные». (Введение в тему занятия).
  • II. Рассказ педагога  о понятии  «Технология организации мероприятия».                       
  • III.  Этапы и правила при организации мероприятия.
  • IV.  Формы мероприятия. (Ребята получают наборы карточек с этапами мероприятия и правилами при организации мероприятия. Необходимо разложить их в правильной последовательности). Дети вывешивают карточки на магнитную демонстрационную доску. Проверка задания, исправление и объяснение ошибок.
  • V. «Мозговой штурм». Практическое задание. (После знакомства детей с понятием «Мозговой штурм», каждый их них предлагает свои идеи по организации праздничной программы «Масленица»). Совместное обсуждение проектов.
  • VI. Работа по группам.  Практическое задание. (Обучающимся раздаются карточки, на которых написаны названия тематических праздников. Дети должны выполнить социальный заказ, т.е. представить проект по организации конкретного тематического мероприятия). Обсуждение выполненного задания.      
  • VII. Обобщение (презентация). Рефлексия (обучающиеся прикрепляют  на магнитную доску заранее приготовленные смайлики разных цветов,  в зависимости кто и как усвоил новую информацию).  

Вывод: Особенности использования проектных технологий на занятиях в учреждениях дополнительного образования заключается в том, что происходит развитие творческого мышления как обязательного условия реализации проектной деятельности; формируются личностные качества учащихся, развиваются умения работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности, способность ощущать себя членом команды.

Социализация обучающихся осуществляется, в частности, через реализацию дополнительной общеобразовательной программы, которая нацелена на воспитание социально успешных выпускников школ.

В образовательной программе творческого объединения «Непоседы»   художественно-эстетической направленности более 80% отведено практическим занятиям.

Для подготовки мероприятий различной направленности в объединении ведутся занятия по следующим разделам: «Актерская грамота», «Культура и техника речи», «Ритмопластика», «Постановочная работа», «Досуговая деятельность», «Техническая деятельность». На занятиях дети чаще всего занимаются постановочной работой.  Необходим индивидуальный и дифференцированный подход, учет возможностей и реальных условий развития каждого ребенка. Такую возможность предоставляет метод проектов, элементы которого успешно применяются на практических занятиях.

Творческое проектирование или выполнение творческих проектов на занятиях в объединении «Непоседы» занимает ведущее место. В данном случае под   проектом понимается творческое задание, активизирующее деятельность обучающихся, в результате которой  ими создается продукт, обладающий новизной. 

Проектные технологии стимулируют практическую проектную деятельность учащихся, позволяя формировать весь набор ключевых компетенций. Продуктивная деятельность на занятиях в творческом объединении «Непоседы»  способствует развитию мышления и способностей обучающихся, развитию творческих умений и способности проектировать. Благодаря этому методу развиваются творческие, активные, всесторонне развитые личности, способные обучаться самостоятельно, находить решения и применять приобретённые знания и умения в реальных жизненных ситуациях. 

Неоспоримым является и тот факт, что детям нужно предоставлять как можно больше возможностей создавать и реализовывать на практике собственные проекты.

Результаты выполненных проектов должны быть материальны: презентация, видеофильм, модель, коллекция, оформление кабинета, праздник, игра, и т. д.

Виды презентации результата проектной деятельности: защита проекта, спектакль, ученическая конференция, деловая игра и т. д.

Проектная деятельность заинтересовывает учащихся, если они знают, что их проект будет востребован. Выбирая тему проекта и выполняя его, дети учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность и настойчивость.

 

Социальное проектирование  

Современное социальное проектирование — это один из самых эффективных способов развития гражданского общества. Что же такое социальное проектирование? Это не только проект, основанный на гипотезе по достижению конкретных результатов в социальной сфере, это подготовка успешного выпускника, который сможет адаптироваться в обществе, применить полученные знания в дальнейшей жизни, находить нестандартные решения. 

Основная цель социальных проектов, которые реализовывались в творческом объединении «Непоседы»  Дома  детского творчества города Нелидово - это улучшение качества досуговой деятельности детей и подростков в Нелидовском районе.                                                                   

Из опыта работы по реализации социальных проектов при совместной творческой деятельности взрослых и детей можно выделить следующие проекты:

Первый социальный проект «ДОСУГ» (2014-2019г.г.). Данный проект  - длительная комплексная досуговая программа, которая нацелена на создание оптимальных условий развития детей, повышение познавательного интереса, поддержки и дальнейшего развития детского творчества, формирования навыков самостоятельной организации содержательного досуга и развития коммуникативной компетентности.

Он был создан  для решения целого ряда актуальных проблемсегодняшнего дня:

  • организации досуга детей и подростков,
  • взаимодействия детей, педагогов и родителей,
  • социализации детей, подростков, юношества,
  • использование возможностей Дома детского творчества г.Нелидово для реализации внеурочной деятельности.

Основной целью проекта является создание оптимальных условий для  духовного, интеллектуального развития детей, повышения познавательного интереса, поддержки и дальнейшего развития детского творчества, формирования навыков организации содержательного досуга при взаимодействии детей, педагогов и родителей.

В процессе реализации проекта «ДОСУГ» в городских мероприятиях различной направленности приняли непосредственное участие более 87% детей и подростков города и района.  

Кроме этого на основании этого проекта   был представлен  проект «Социально-культурная деятельность» (2015-2018г.г.). Главной темой проекта стало создание  творческого объединения в Доме детского творчества города Нелидово для осуществления культурно-досуговой  деятельности города и района. Благодаря этому проекту, в Доме детского творчества появился творческий коллектив «Непоседы». Социально-культурная деятельность творческого коллектива на практике оказалась результативной.

В 2018 году в Доме детского творчества создан проект «Выше радуги».  В соответствие с образовательной программой воспитательной работы  Дома детского творчества каждому направлению воспитательной работы соответствует номинация,  в которой обучающиеся могут принять участие.                          

В начале учебного года обучающиеся знакомятся с программой проекта «Выше радуги», в рамках которого они могут принять участие в той или иной номинации.

Таким образом, ребенок ставит цель добиться успеха и стремится, чтобы его оценили, заметили, и, как результат, он может стать победителем одной из номинаций проекта «Выше радуги».

В конце года для эмоциональной точки на итоговом концерте Дома детского творчества  проводится церемония награждения   за отличие в какой-либо сфере деятельности. Смыслом награждения  является выражение признания всеми участниками программы поступков и достижений конкретного человека.

Проект рассчитан на 3 года. В нем принимают участие обучающиеся Дома детского творчества города Нелидово под руководством педагогов дополнительного образования.

Реализация социальных проектов в дополнительном образовании ускоряет социализацию обучающихся. Социальное проектирование дает возможность обучающимся приобрести личный опыт в социально-значимой деятельности, опыт взаимодействия с другими детьми и взрослыми. Совместная деятельность взрослых и детей оказывает положительное влияние на их духовное становление, способствует развитию ключевых компетенций, формирует практические социальные навыки, проектировочные умения, способствует жизненному самоопределению.                            

 

Список использованных источников информации

  • 1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
  • 2.Куприянов, Б.В. Воспитание и социализация в учреждениях дополнительного образования детей  / Б.В. Куприянов // Дополнительное образование и воспитание.– 2006.– № 7.– С. 3 -7; 
  • 3.Романовская, М.Б. Метод проектов в учебном процессе . Методическое пособие / М.Б.Романовская. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. – 160с.
  • 4.Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей   учеб. пособие для студентов вузов/ Б.В. Куприянов и др. / под ред. A.B. Мудрика. М.: Academia, 2004. - 239 с.
  • 5. Интернет - ресурсы

 

 

 

Наши соц сети

Контакты

г. Нелидово, Тверская обл. ул. Советская, д.4

тел. 8 (48266) 5-24-26 ddt-stavceva@rambler.ru