Проектные технологии Дома детского творчества города Нелидово
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества города Нелидово тверской области
подготовила: Барменкова Т.В., педагог-организатор, педагог дополнительного образования
2019г.
Использование проектных технологий в дополнительном образовании является актуальным вопросом в успешной социализации подрастающего поколения.
Так как развитие и социализация личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия – через содержание учебных предметов и адекватные ему технологии и методики.
Одним из эффективных способов педагогического обеспечения социализации обучающихся являются проектные технологии.
Метод проектов как педагогическая технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования).
В этом случае ориентиром цели дополнительного образования может быть не «модель выпускника, соответствующая нормам и требованиям», а модель маршрута.
Проектные технологии на занятиях в творческом объединении «Непоседы»
Дополнительное образование позволяет внедрять современные проектные технологии с целью освоения обучающимися современного стандарта.
Проектные технологии на теоретических занятиях обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков.
При планировании теоретических занятий в учреждениях дополнительного образования особенность использования проектных технологий заключается в том, что качественно меняет роль педагога. Устраняется его доминирующая роль в процессе присвоения знаний и опыта, ему приходится не только и не столько учить, сколько помогать ребенку, учиться, направлять его познавательную деятельность.
Наиболее наглядно это видно в разработке открытого занятия «Технология организации мероприятия» в творческом объединении «Непоседы».
Целью занятия является формирование знаний по проектированию мероприятий различной направленности и создание благоприятных условий для активизации познавательного интереса учащихся, реализации их способностей. Среди задач, направленных на социализацию обучающихся можно выделить: воспитательные задачи - содействовать формированию и развитию самостоятельности, умению объективно осуществлять самоанализ, способствовать формированию умений работать в группе, коллективе, навыков сотрудничества, развитию толерантности и взаимопонимания. Развивающие задачи - способствовать развитию коммуникативных способностей, умению жить в коллективе.
Профориентационные - способствовать формированию профессионально важных качеств личности, формированию личностного и профессионального самоопределения через развитие познавательных и профессиональных интересов.
Важно отметить прогнозируемые результаты занятия. При создании благоприятных условий для активизации познавательного интереса учащихся, у них будут сформированы знания по проектированию мероприятий различной направленности и навыки работы в группе, коллективе.
Для организации занятия формируются малые группы, где обучающиеся осуществляют различные взаимодействия, обратная связь в которых, сказывается на эффективности коммуникации.
Работа в малых группах по три человека даёт возможность раскрыться каждому ребенку, а также скрыть какие-то неточности в работе.
Использование игровых методов обучения на каждом этапе, а также роль педагога как старшего товарища приводит к повышению мотивации. Рефлексия, запланированная на каждом этапе занятия, позволяет фиксировать результат детей по усвоению нового материала. Анализ оценки деятельности на занятии каждый проводит самостоятельно.
Краткое описание хода занятия:
- I.Театрализованная постановка «Королева и придворные». (Введение в тему занятия).
- II. Рассказ педагога о понятии «Технология организации мероприятия».
- III. Этапы и правила при организации мероприятия.
- IV. Формы мероприятия. (Ребята получают наборы карточек с этапами мероприятия и правилами при организации мероприятия. Необходимо разложить их в правильной последовательности). Дети вывешивают карточки на магнитную демонстрационную доску. Проверка задания, исправление и объяснение ошибок.
- V. «Мозговой штурм». Практическое задание. (После знакомства детей с понятием «Мозговой штурм», каждый их них предлагает свои идеи по организации праздничной программы «Масленица»). Совместное обсуждение проектов.
- VI. Работа по группам. Практическое задание. (Обучающимся раздаются карточки, на которых написаны названия тематических праздников. Дети должны выполнить социальный заказ, т.е. представить проект по организации конкретного тематического мероприятия). Обсуждение выполненного задания.
- VII. Обобщение (презентация). Рефлексия (обучающиеся прикрепляют на магнитную доску заранее приготовленные смайлики разных цветов, в зависимости кто и как усвоил новую информацию).
Вывод: Особенности использования проектных технологий на занятиях в учреждениях дополнительного образования заключается в том, что происходит развитие творческого мышления как обязательного условия реализации проектной деятельности; формируются личностные качества учащихся, развиваются умения работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности, способность ощущать себя членом команды.
Социализация обучающихся осуществляется, в частности, через реализацию дополнительной общеобразовательной программы, которая нацелена на воспитание социально успешных выпускников школ.
В образовательной программе творческого объединения «Непоседы» художественно-эстетической направленности более 80% отведено практическим занятиям.
Для подготовки мероприятий различной направленности в объединении ведутся занятия по следующим разделам: «Актерская грамота», «Культура и техника речи», «Ритмопластика», «Постановочная работа», «Досуговая деятельность», «Техническая деятельность». На занятиях дети чаще всего занимаются постановочной работой. Необходим индивидуальный и дифференцированный подход, учет возможностей и реальных условий развития каждого ребенка. Такую возможность предоставляет метод проектов, элементы которого успешно применяются на практических занятиях.
Творческое проектирование или выполнение творческих проектов на занятиях в объединении «Непоседы» занимает ведущее место. В данном случае под проектом понимается творческое задание, активизирующее деятельность обучающихся, в результате которой ими создается продукт, обладающий новизной.
Проектные технологии стимулируют практическую проектную деятельность учащихся, позволяя формировать весь набор ключевых компетенций. Продуктивная деятельность на занятиях в творческом объединении «Непоседы» способствует развитию мышления и способностей обучающихся, развитию творческих умений и способности проектировать. Благодаря этому методу развиваются творческие, активные, всесторонне развитые личности, способные обучаться самостоятельно, находить решения и применять приобретённые знания и умения в реальных жизненных ситуациях.
Неоспоримым является и тот факт, что детям нужно предоставлять как можно больше возможностей создавать и реализовывать на практике собственные проекты.
Результаты выполненных проектов должны быть материальны: презентация, видеофильм, модель, коллекция, оформление кабинета, праздник, игра, и т. д.
Виды презентации результата проектной деятельности: защита проекта, спектакль, ученическая конференция, деловая игра и т. д.
Проектная деятельность заинтересовывает учащихся, если они знают, что их проект будет востребован. Выбирая тему проекта и выполняя его, дети учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность и настойчивость.
Социальное проектирование
Современное социальное проектирование — это один из самых эффективных способов развития гражданского общества. Что же такое социальное проектирование? Это не только проект, основанный на гипотезе по достижению конкретных результатов в социальной сфере, это подготовка успешного выпускника, который сможет адаптироваться в обществе, применить полученные знания в дальнейшей жизни, находить нестандартные решения.
Основная цель социальных проектов, которые реализовывались в творческом объединении «Непоседы» Дома детского творчества города Нелидово - это улучшение качества досуговой деятельности детей и подростков в Нелидовском районе.
Из опыта работы по реализации социальных проектов при совместной творческой деятельности взрослых и детей можно выделить следующие проекты:
Первый социальный проект «ДОСУГ» (2014-2019г.г.). Данный проект - длительная комплексная досуговая программа, которая нацелена на создание оптимальных условий развития детей, повышение познавательного интереса, поддержки и дальнейшего развития детского творчества, формирования навыков самостоятельной организации содержательного досуга и развития коммуникативной компетентности.
Он был создан для решения целого ряда актуальных проблемсегодняшнего дня:
- организации досуга детей и подростков,
- взаимодействия детей, педагогов и родителей,
- социализации детей, подростков, юношества,
- использование возможностей Дома детского творчества г.Нелидово для реализации внеурочной деятельности.
Основной целью проекта является создание оптимальных условий для духовного, интеллектуального развития детей, повышения познавательного интереса, поддержки и дальнейшего развития детского творчества, формирования навыков организации содержательного досуга при взаимодействии детей, педагогов и родителей.
В процессе реализации проекта «ДОСУГ» в городских мероприятиях различной направленности приняли непосредственное участие более 87% детей и подростков города и района.
Кроме этого на основании этого проекта был представлен проект «Социально-культурная деятельность» (2015-2018г.г.). Главной темой проекта стало создание творческого объединения в Доме детского творчества города Нелидово для осуществления культурно-досуговой деятельности города и района. Благодаря этому проекту, в Доме детского творчества появился творческий коллектив «Непоседы». Социально-культурная деятельность творческого коллектива на практике оказалась результативной.
В 2018 году в Доме детского творчества создан проект «Выше радуги». В соответствие с образовательной программой воспитательной работы Дома детского творчества каждому направлению воспитательной работы соответствует номинация, в которой обучающиеся могут принять участие.
В начале учебного года обучающиеся знакомятся с программой проекта «Выше радуги», в рамках которого они могут принять участие в той или иной номинации.
Таким образом, ребенок ставит цель добиться успеха и стремится, чтобы его оценили, заметили, и, как результат, он может стать победителем одной из номинаций проекта «Выше радуги».
В конце года для эмоциональной точки на итоговом концерте Дома детского творчества проводится церемония награждения за отличие в какой-либо сфере деятельности. Смыслом награждения является выражение признания всеми участниками программы поступков и достижений конкретного человека.
Проект рассчитан на 3 года. В нем принимают участие обучающиеся Дома детского творчества города Нелидово под руководством педагогов дополнительного образования.
Реализация социальных проектов в дополнительном образовании ускоряет социализацию обучающихся. Социальное проектирование дает возможность обучающимся приобрести личный опыт в социально-значимой деятельности, опыт взаимодействия с другими детьми и взрослыми. Совместная деятельность взрослых и детей оказывает положительное влияние на их духовное становление, способствует развитию ключевых компетенций, формирует практические социальные навыки, проектировочные умения, способствует жизненному самоопределению.
Список использованных источников информации
- 1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
- 2.Куприянов, Б.В. Воспитание и социализация в учреждениях дополнительного образования детей / Б.В. Куприянов // Дополнительное образование и воспитание.– 2006.– № 7.– С. 3 -7;
- 3.Романовская, М.Б. Метод проектов в учебном процессе . Методическое пособие / М.Б.Романовская. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. – 160с.
- 4.Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей учеб. пособие для студентов вузов/ Б.В. Куприянов и др. / под ред. A.B. Мудрика. М.: Academia, 2004. - 239 с.
- 5. Интернет - ресурсы