«Развитие творческой активности обучающихся через участие в конкурсах, фестивалях, выставках»
Автор: Е.В. Ставцева,
директор, педагог дополнительного образования
Дом детского творчества
г. Нелидово
2021 г.
За последние годы произошло множество изменений в сфере дополнительного образования, в том числе смена приоритетов и в задачах учреждений дополнительного образования. В настоящее время акцент ставится на создание ситуации успеха для каждого ребенка.
В современном обществе доминантой успешной личности являются творчество, умение отстаивать свою позицию, принимать быстрые решения, адаптироваться к постоянно сменяющимся условиям современного мира. Общество предъявляет достаточно высокие требования к повышению самостоятельности и ответственности подростков, их умению быть полезными и нужными социуму. Главной целью образования становится воспитание личности, способной к самоопределению, саморазвитию, реализации своей неповторимой человеческой индивидуальности. Исходя из этого, одной из актуальных проблем современности является развитие творческой активности обучающихся.
Творческая активность рассматривается в литературе как стремление обучающегося к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем, проявление познавательных интересов. Стимулирование творческой активности требует от педагогов создания таких условий обучения, которые вызывают интерес к учению, потребность к знанию, и в конечном итоге их сознательное усвоение.
Развитие творческого мышления и творческой деятельности в кружковой работе и в учреждениях дополнительного образования исследовали: Л.К.Веретенникова, В.А.Горский, В.К.Гришин, А.В.Енин, А.И.Живицкая, И.Ф.Карпенко, Г.А.Коровкина, С.А.Новоселов, В.В.Огузов, А.Л.Соломин, Ю.С.Столяров, А.М.Федоров, В.М. Яворский и другие.
Возможности применения конкретных методов активизации творческого мышления в процессе развития творчества учащихся разрабатывали: Г.С.Альтшуллер, Г.А.Буш, В.Н.Данченко, Б.Л.Злотин, А.В.Злотин, А.В.Зусман, Т.В.Кудрявцев, Д.И.Ландо, А.П.Ляликов, С.А.Новоселов, В.М.Одрин, А.Е.Падалко, В.П.Пархоменко, А.И.Половинкин, А.В.Чус, Е.Н.Яковлева.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод, что творческая активность объединяет в себе понятия творчества и активности. Активность рассматривается как внутреннее побуждение, стремление и проявление волевых усилий. А творчество является одной из форм самостоятельной работы обучающегося, в процессе которой он отступает от шаблонов и активно включается в экспериментальную деятельность. Именно благодаря творчески мыслящим людям появляются новые технологии, реализуются новые проекты, совершаются новые открытия.
Творческая активность – это качество личности, характеризующееся стремлением к познавательной активности, самообразованию, к получению новых знаний. Основными компонентами творческой активности обучающихся являются потребности, интересы, склонности к творческой деятельности; стремление преобразовать предметы и явления действительности. К показателям творческой активности относятся: новизна, оригинальность, отход от шаблона, неожиданность.
Проанализировав возможности и определив, какой должна быть деятельность, чтобы максимально обеспечивать развитие детей и молодежи в полезном направлении мы пришли к выводу, что необходимо укреплять личностно-ориентированный подход и нацелить детей на активное творческое развитие. Переход учащихся на уровень творческой активности - свидетельство значительного скачка в их общем развитии, свидетельство значительной силы их внутренних процессов, их саморегуляции, самоорганизации, поскольку прежний уровень активности их обогатился опытом.
В связи с этим выдвигаются новые требования и к педагогу дополнительного образования и к образовательному учреждению для развития творческой активности обучающихся. На первый план выдвигается направленность образовательного учреждения и педагогов на реализацию творческого потенциала обучающихся. В этом большую роль играет личная заинтересованность педагогов в проведении такой работы.
Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются:
- создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области (направления и вида деятельности), профиля программы и времени ее освоения, педагога;
- многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребенка;
- личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;
- личностно ориентированный подход к ребенку, создание «ситуации успеха» для каждого;
- признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе возможностей самоопределения;
- применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им дополнительной образовательной программы (вида деятельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка.
С целью повышения творческой активности в первую очередь педагогам необходимо обеспечить благоприятную атмосферу в творческом коллективе. Поощрять обучающихся за оригинальные идеи, тем самым стимулируя их к дальнейшему развитию. Очень важно в образовательном процессе применять различные методы обучения: познавательная игра, учебная дискуссия, мастер-класс, творческий вечер, концертные и праздничные программы, метод проектов, творческий интенсив.
В то же время конкурсная деятельность является одним из самых продуктивных этапов по развитию творческой активности с позиции педагогических возможностей. Повысить уровень творческой активности обучающихся можно через активное участие в конкурсной деятельности.
Осуществляемая в настоящее время в сфере дополнительного образования детей конкурсная деятельность максимально обеспечивает реализацию условий, направленных на обеспечение творческого развития учащихся: побуждение к творческой активности, развитие творческих способностей, формирование личностных качеств. Данное утверждение находит подтверждение в Концепции развития дополнительного образования детей, в которой говориться о необходимости организации и проведении конкурсных программ, подготовке учащихся к конкурсной деятельности, как одной из главных задач учреждений дополнительного образования детей.
Конкурсная деятельность учащихся как педагогическая категория изучается теоретиками и практиками. Исследовательский интерес обусловлен уникальностью, своеобразием творческих проявлений личности ребенка, как в процессе подготовки к конкурсу, так и в представлении итогового результата. Значение разнообразных конкурсов для развития личности обучающихся рассматривали О.Н. Волик, Д. Дьюи, С.Л. Емельянцев, У. Килпатрик, Г.И. Кирилова, А.И. Савенков.
В современных исследованиях подчеркивается, что существуют определенные закономерности поведения людей в конкурсах, которые отражают природную сущность человека – его стремления к достижениям, самореализации и самоопределению. Конкурс (лат. concursus) - соревнование, соискательство нескольких лиц в области искусства, наук и прочего, с целью выделить наиболее выдающегося (или выдающихся) конкурсанта-претендента на победу. В словаре В. Даля конкурсу дается следующее определение: «конкурс – соискательство на награду, место, звание; соревновательный иск, состязанье, спорованье». Важно отметить, что соперничество или состязание В. Даль относит и к слову конкуренция, соискательство на награду, а не соперничество в чистом виде.
В процессе образовательной деятельности необходимо, чтобы обучающимся была предоставлена возможность чего-либо достичь, победить и добиться успеха и, как следствие, иметь возможность для самореализации, саморазвития и профессионально-личностного самоопределения. В настоящее время в системе образования довольно популярны различные конкурсы, направленные на развитие творческой составляющей ребенка. Общество нуждается в творчески мыслящих людях, способных совершать новые открытия, разрабатывать новые продукты деятельности и технологии, реализовывать новые проекты. Под эгидой Министерства образования РФ проводятся творческие олимпиады и конкурсы, («Большая перемена», «Моряна», «Россия 2035», «Доброволец России» и другие) в которых школьники не только могут принять участие, но даже и получить грант на реализацию своих проектов. Активно работают с одаренными детьми в образовательных центрах «Артек», «Сириус», «Орленок», «Океан», где детям предлагается участие в разных тематических сменах. Площадкой для развития творческой активности юных журналистов стали: МДЦ «Артек» (на его базе проходит международный медиафорум «Артек»), мультимедиапортал «ЮНПРЕСС», где юнкоры могут пройти стажировку, опубликовать свои статьи и принять участие в значимых конкурсах и фестивалях.
В Тверском регионе на базе Тверского областного Дома народного творчества проводится много конкурсов и фестивалей в области хореографического, вокального, инструментального, в том числе и кино-видеотворчества.
Широкое распространение конкурсная деятельность получала в учреждениях дополнительного образования, как особый вид деятельности, направленный на самореализацию, самоопределение детей и молодежи через их стремление к достижениям. В Домах детского творчества, Дворцах молодежи дети также активно участвуют в различных конкурсах, фестивалях, выставках.
Самым эффективным этапом в творческом развитии обучающихся с позиции педагогических возможностей является конкурсная подготовка. На данном этапе у обучающихся формируется интерес к деятельности и появляется нацеленность на итоговый результат. Хочется подчеркнуть, что конкурсная деятельность, направленная на творческое развитие обучающегося, должна иметь долговременный характер.
Основные компоненты конкурсной деятельности: мотивационный, организационный, деятельностно-творческий, оценочно-диагностический, презентационный, рефлексивный.
Для мотивационного этапа важно проведение занятия в форме творческой игры, предполагающей формирование интереса к конкурсной деятельности. На данном этапе необходимо активизировать стремление к самореализации, побуждать обучающегося к познавательной активности. Кроме того, педагогу необходимо провести активную работу с родителями обучающихся о важности участия в конкурсной деятельности.
Творческие задания всегда привлекают внимание обучающихся. Они является одним из способов организации учебно-познавательной деятельности, и требуют от обучающихся работы мысли, направленной на поиск путей и средств ее решения. Благодаря творческому подходу дети делают для себя открытия, имеющие для них личностную ценность и значимость. Конкуренция стимулирует учащегося к победе и осознанию пути достижения цели. Так же творческая деятельность способствует развитию таких познавательных процессов, как внимание, память, мышление, воображение, речь. Результатом этого этапа является готовность обучающихся и их родителей участвовать в конкурсах и побеждать.
Второй этап – организационный. На этом этапе важно разработать творческий проект, где каждый сможет внести в него свои коррективы, дополнения. Например, это будет молодежная пресса (газета, журнал, блог, сайт), где дети вместе с руководителем разрабатывают макет издания, обсуждают его концепцию, подбирают рубрики и материалы и т.д. На данном этапе обучающиеся проявляют самостоятельность в выборе замысла предстоящей деятельности, что является одним из показателей творческой активности.
Проектный метод – метод предполагающий организацию деятельности, направленной на получение результата (продукта), в ходе которой идет усвоение новых знаний и действий. У обучающихся повышается мотивация к творчеству, вырабатываются навыки самостоятельного поиска и обработки необходимой информации. Каждому обучающемуся предоставляется возможность реализовать себя в творческой деятельности. А итогом станет презентация собственных проектов в разных формах, в том числе с использованием инновационных технологий.
Деятельностно-творческий этап. В ходе работы над проектом, обучающиеся обязательно проявят такие качества, как самостоятельность, инициативность и оригинальность при решении следующих задач: поиск и систематизация информации по истории, видам и техникам в разных направлениях, анализ тенденций и выявление особенностей различных стилей, выбор источника вдохновения и воплощение его основных идей.
Обучающиеся с интересом будут исследовать тему войны, брать интервью у ветеранов, изучать архивные материалы для того, чтобы создать готовый продукт. Например, интересным будет разработка сетевого проекта по сохранению памяти о героях В.О. войны на платформе в сети Интернет.
Использование проектного метода обучения при подготовке к конкурсу является эффективным средством развития творческой активности.
Презентационный – четвертый этап подготовки к конкурсу включает в себя представление творческих проектов на конкурсах, фестивалях, конференциях районного, областного, всероссийского уровней.
Рефлексивный этап – это неотъемлемая часть конкурсной деятельности. На этом этапе конкурсной деятельности обучающиеся обсуждают свои результаты, выделяют положительные и отрицательные стороны своей работы, анализируют полученные знания, умения, навыки. Этот этап формирует такие умения, как самоанализ, прогнозирование, ведь творчески активный человек видит свои сильные и слабые стороны и способен распланировать свою дальнейшую деятельность.
После реализации комплекса мероприятий по развитию творческой активности обучающихся необходимо провести повторную диагностику и сравнить результаты.
Конкурсная деятельность поможет достичь обучающимся повышения уровня творческой активности, активизирует их стремление к самообразованию, самостоятельному творчеству. От конкурса к конкурсу обучающийся будет добиваться успешности, тем самым, и достигать его, как оригинальность, новизна, познавательная активность, активизации стремления к самообразованию, самоанализу, самостоятельному творчеству, а также повысит интерес к конкурсной деятельности.
Вовлечения учащихся в конкурсную деятельность позволяет сделать вывод о том, что и процесс подготовки творческих работ, и участие в конкурсах способствуют повышению мотивации не только к участию в предлагаемых конкурсных мероприятиях, но и к получению высоких результатов. Все это свидетельствует о повышении творческой активности подростков. И именно дополнительное образование формирует положительную мотивацию обучающихся к творчеству, познанию; организует полезный и интересный досуг детей и подростков; развивает творческую активность, расширяет сферу общения и отношения детей и подростков; поддерживает индивидуальность, уникальность, особенность ребенка, создает ситуации успеха. Мы должны воспитать инициативных, компетентных и творчески мыслящих людей, которые составят основной резерв общества для решения актуальных жизненных задач.
Список использованной литературы:
- Бондарь, М.А. Методологические основы понятия творческой активности школьников [Электронный ресурс] – Чита, «Молодой ученый», — URL https://moluch.ru/archive/93/20763/
- Веретенникова Л.К. Подготовка будущих педагогов к развитию творческого потенциала обучающихся – М: «МПГУ», 2018.
- Гаврилова, Е. Э. Формирование творческой активности школьников средствами проектной деятельности Чита: «Молодой ученый», 2012. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2370/
- Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс] – М: АСТ, 1998 – URL http://slovardalja.net/
- Клюквина Е.В. Развитие творческой активности подростков в условиях дополнительного образования – Пермь: «ПГГПУ», 2015.
- Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. N1726-р [Электронный ресурс]. – URL: http://government.ru/media/files/ ipA1NW42XOA.
- Коровкина Г.А. Развитие творческой активности подростков в процессе учебно-воспитательной деятельности центра народного творчества : автореферат диссертации – М: «МГУК», 1996. Карманчиков А.И. Педагогические условия развития творческой активности учащихся в системе дополнительного образования: Дис канд. пед. наук / А.И. Карманчиков: Ижевск, 2004.
- Кузнецова, О.В. К вопросу о конкурсной деятельности учащихся / [Электронный ресурс] // Науковедение: 50 интернет-журнал. – №4. – URL: http://naukovedenie.ru/ .Максимова, С.В. Портфолио как средство развития творческой активности учащихся: метод. пособие, программа, тематическое планирование. – М.: Русское слово, 2013.