Выступление на педагогическом совете «Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования»
Автор: Е.В. Ставцева,
директор, педагог дополнительного образования
Дома детского творчества г.Нелидово
В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.
Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.
Введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.
Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу дополнительного образования.
Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля.
Стремление к достижению консенсуса в обществе по вопросу введения профессионального стандарта педагога заложено в процесс его разработки, апробации и внедрения, начиная с широкого обсуждения проекта документа, заканчивая определением окончательных сроков его введения.
Зачем нужен профессиональный стандарт педагога дополнительного образования?
1. Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.
2. Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
3. Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.
4. Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.
5. Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.
В связи с этим необходимо наполнить профессиональный стандарт педагога новыми компетенциями:
- Работа с одаренными учащимися
- Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
- Преподавание на русском языке учащимся, для которых он не является родным.
- Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
- Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
Требования к профессиональному стандарту педагога дополнительного образования
Стандарт должен:
1. Соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога
2. Не превращаться в инструмент жесткой регламентации деятельности педагога
3. Избавить педагога от выполнения несвойственных функций, отвлекающих его от выполнения своих прямых обязанностей.
4. Побуждать педагога к поиску нестандартных решений и применению новых методов и технологий в работе.
5. Соответствовать международным нормам и регламентам.
6. Соотноситься с требованиями профильных министерств и ведомств, от которых зависят исчисление трудового стажа, начисление пенсий и т.п.
Характеристика стандарта
Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации. Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории .
Профессиональный стандарт педагога может быть также дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ. Профессиональный стандарт педагога является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов в дошкольных учреждениях, начальной, основной и старшей школе, дополнительном образовании.
Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь педагогу в решении новых стоящих перед ним проблем.
Стандарт выдвигает требования к личностным качествам педагога, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.
Профессиональный стандарт педагога выполняет функции, призванные:
1. Преодолеть технократический подход в оценке труда педагога.
2. Обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда.
3. Мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации.
Область применения профессионального стандарта педагога: сфера дошкольного, начального и общего среднего образования,
дополнительного образования.
Профессиональный стандарт педагога может применяться:
а) при приеме на работу в образовательное учреждение на должность «педагог»;
в) при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования;
г) при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий.
Цель применения:
1. Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.
2. Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.
3. Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.
4. Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.
При обучении детей педагог должен:
1. Иметь высшее/ средне-специальное/ среднее профессиональное образование.
2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.
3. Уметь планировать, проводить занятия, анализировать их эффективность (самоанализ занятия).
4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки занятий: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех обучающихся: со специальными потребностями в образовании; одаренных ; для которых русский язык не является родным; с ограниченными возможностями и т.д.
6. Уметь объективно оценивать знания , используя разные формы и методы контроля.
7. Владеть ИКТ -компетенциями
При построении воспитательной работы с детьми педагог должен:
1. Владеть формами и методами воспитательной работы.
2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.
3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора обучающихся.
4. Эффективно регулировать поведение обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
5. Эффективно управлять группой, с целью вовлечения в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию обучающихся, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.
6. Устанавливать четкие правила поведения в группе в соответствии с уставом и правилами поведения в образовательной организации.
7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления.
8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.
9. Уметь находить ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание обучающимися.
10. Уметь проектировать и создавать ситуации, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка.
11. Уметь обнаруживать и реализовывать воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка.
12. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.
13. Уметь создавать в учебных группах детсковзрослые общности обучащиюхся, их родителей и педагогов.
14. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) обучающихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.
15. Уметь взаимодействоватьс другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач.
16. Уметь анализировать реальное состояние дел в группе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.
17. Уметь защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.
18. Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни учреждения, внося в них свой положительный вклад.
Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности
1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.
2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.
3. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.
4. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).
5. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.
6. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.
7. Умение отслеживать динамику развития ребенка.
8. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.
9. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных
особенностей учащихся.
10. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.
11. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.
12. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно.
13. Умение составлять психолого-педагогическую характеристику личности учащегося.
14. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.
15. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции.
16. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями, дети с ОВЗ.
17. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социальнопсихологических особенностей и закономерностей развития.
18. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.
Профессиональные компетенции педагога
1. Учитывать своеобразие социальной ситуации развития обучающегося, уметь переходить от игровой к учебной деятельности и наоборот, целенаправленно формировать у детей социальную позицию.
2. Обеспечивать развитие умения учиться (универсальных учебных действий) до уровня, необходимого для освоения программы объединения.
3. Обеспечивать при организации учебной деятельности достижение метапредметных образовательных результатов.
4. Быть готовым, как самый значимый взрослый в социальной ситуации развития обучающегося, к общению в условиях повышенной степени доверия детей педагогу.
5. Уметь реагировать на непосредственные по форме обращения детей к педагогу, распознавая за ними серьезные личные проблемы. Нести ответственность за личностные образовательные результаты своих обучающихся в объединении.
6. Учитывать при оценке успехов и возможностей обучающихся неравномерность индивидуального психического развития , а также своеобразие динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек.
Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога дополнительного образования
1. Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития обучающихся.
2. В оценке работы педагога с группой, способными учащимися в качестве критериев могут рассматриваться высокие учебные достижения и победы в олимпиадах разного уровня, всевозможных конкурсах, соревнованиях и т.д.
3. По отношению к обучающимся, имеющим особенности и ограниченные возможности, в качестве критериев успешной работы педагогами совместно с психологами могут рассматриваться интегративные показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития ребенка.
4. Оценка деятельности педагога требует закрепления организационных форм и соответствующего им порядка проведения занятия, обеспечивающего общественное участие в этой процедуре.
5. Оценка соответствия требованиям, предъявляемым к педагогу, может быть проведена посредством внутреннего аудита, включающего анализ планов и отчетов, посещение проводимых им занятий, или в иной форме. Результаты внутренних аудитов должны учитываться при проведении государственной аттестации педагога и присвоении ему соответствующей категории.