Положение по охране труда
«Утверждено» на педагогическом совете Протокол №3 от 13.02.2014г.
«Утверждаю» Директор Дома детского творчества Е.В. Ставцева
Приказ № 10 от 13.02.2014г.
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА
И ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Нелидово 2014г.
- 1. Общие положения
1.1. Настоящее положение направлено на реализацию статьи 41 закона «Об образовании», статей 11 и 28 закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьи 212 Трудового Кодекса Российской Федерации, статьи 14 закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», статьи 37 закона «О пожарной безопасности».
1.2. Настоящее положение устанавливает порядок организации работы по охране труда и реализации мер по обеспечению пожарной безопасности и сохранению жизни и здоровья участников образовательного процесса (обучающихся и работников учреждения) в Доме детского творчества.
1.3. Указанная цель достигается путем решения следующих задач:
1.3.1. выявление причин и факторов, которые приводят или могут привести к ухудшению условий труда и обучения участников образовательного процесса;
1.3.2. выбор приоритетных направлений, позволяющих в короткие сроки, с наименьшими затратами обеспечить наиболее высокий результат;
1.3.3. разработка и реализация соответствующих организационных, технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, социально-экономических мер.
1.4. Устанавливаются следующий порядок работы по охране труда и реализации мер по обеспечению пожарной безопасности и сохранению жизни и здоровья обучающихся, педагогических работников и сотрудников в учреждении:
1.4.1. сбор информации, характеризующей состояние охраны труда, пожарной безопасности и безопасности учебного процесса в учреждении;
1.4.2. анализ и оценка состояния охраны труда, пожарной безопасности и безопасности учебного процесса в учреждении;
1.4.3. установление приоритетов и определение содержания планов и программ обеспечения охраны труда, пожарной безопасности и безопасности учебного процесса в учреждении;
1.4.4. реализация мероприятий по снижению травматизма, профессиональной заболеваемости, созданию здоровых и безопасных условий труда и обучения;
- 2. Организация сбора информации, характеризующей состояние охраны труда, пожарной безопасности и безопасности учебного процесса в учреждении.
2.1. Источниками информации, характеризующей состояние охраны труда, пожарной безопасности и безопасности учебного процесса в учреждении являются:
2.1.1. данные аттестации рабочих и мест по условиям труда и обучения;
2.1.2. результаты обследований состояния здоровья работников и обучающихся;
2.1.3. результаты проверок условий труда и обучения, выполнения требований безопасности;
2.1.4. данные учета опасных событий;
2.1.5. акты и другие материалы расследований несчастных случаев и случаев профессиональных заболеваний;
2.1.6. предписания ответственного за организацию работы по обеспечению безопасности участников образовательного процесса и органов надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда, пожарной безопасности;
2.1.7. приказы и распоряжения органов управления образованием;
2.1.8. приказы и распоряжения директора учреждения;
2.1.9. материалы работы комиссии по охране труда;
2.1.10. предложения и сообщения общественных организаций, работников, обучающихся и их родителей.
2.2. Сбор информации в ходе расследования несчастных случаев и случаев профессиональных заболеваний, аттестации рабочих и мест по условиям труда осуществляется в соответствии с требованиями соответствующих законодательных и нормативных правовых актов.
2.3. Сбор информации в ходе проверок условий труда и обучения, выполнения требований безопасности осуществляется в соответствии с данным Положением.
2.4. Регистрация опасных событий.
2.4.1. Сбор информации об опасных событиях осуществляют должностные лица, ответственные за обеспечение безопасности образовательного процесса в пределах порученных им участков работы.
2.4.2. Информация об опасных событиях заносится в специальный журнал.
- 3. Анализ и оценка состояния охраны труда, пожарной безопасности и безопасности учебного процесса
3.1. На первом этапе производится анализ и оценка соответствия действующим нормам состояния охраны труда, пожарной безопасности и безопасности учебного процесса отдельно для каждого из объектов учреждения.
3.2. На втором этапе производится анализ и оценка соответствия действующим нормам состояния охраны труда, пожарной безопасности и безопасности учебного процесса в масштабах учреждения. При оценке безопасности учреждения используются результаты анализа и оценок, полученные на первом этапе.
3.3. Задачами анализа состояния охраны труда, пожарной безопасности и безопасности учебного процесса являются выявление:
3.3.1. причин опасных событий и несоответствия состояния охраны труда, пожарной безопасности и безопасности учебного процесса требованиям нормативных документов;
3.3.2. недостатков в техническом оснащении и организации работы по обеспечению безопасности образовательного процесса;
3.3.3. положительного опыта в обеспечении безопасности образовательного процесса;
3.4. Критерии оценки соответствия действующим нормам состояния охраны труда, пожарной безопасности и безопасности учебного процесса содержатся в нормативно-правовых актах Российской Федерации, устанавливающих гигиенические требования, требования пожарной и промышленной безопасности.
3.5. Условия на рабочем месте, состояние помещений, зданий, сооружений, территории признаются неудовлетворительными, если:
3.5.1. они хотя бы по одному критерию не соответствуют установленным требованиям;
3.5.2. произошел несчастный случай, авария или пожар, либо существуют реальные угрозы их возникновения.
- 4. Установление приоритетов и определение содержания планов и программ обеспечения охраны труда, пожарной безопасности и безопасности учебного процесса
4.1. Приоритетность определяется на основе сопоставления ожидаемого положительного эффекта (результата) от реализации мероприятия с платой за осуществление этой реализации.
4.1.1. Основным результатом является предотвращение ущерба, обусловленного отклонениями от норм условий на рабочих местах, состояния помещений, зданий, сооружений, территорий. К числу признаков, характеризующих степень отклонений от норм, относятся:
4.1.1.1.количество произошедших несчастных случаев, аварий или пожаров и тяжесть их последствий, причем мероприятия, направленные на устранение причин групповых, тяжелых и смертельных несчастных случаев должны иметь первоочередной приоритет;
4.1.1.2.количество требований безопасности, которые не выполняются на рабочем месте, в помещении, здании, сооружении, на территории.
4.1.2. Наряду с предотвращенным ущербом следует учитывать такие результаты, как увеличение числа лиц, которым будут улучшены условия труда и обучения, оздоровительный эффект от лечебно-профилактических мероприятий, получение льгот по обязательному страхованию работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и т. п.
4.1.3. Величина положительного эффекта зависит от характеристик и количества рабочих мест, помещений, зданий, сооружений, территорий, для которых планируется проведение мероприятия.
4.1.4. Плату за результат характеризуют:
4.1.4.1.объемы финансовых, материальных и кадровых ресурсов, необходимых для реализации мероприятия;
4.1.4.2.срок реализации мероприятия.
4.2. Мероприятия по обеспечению охраны труда, пожарной безопасности и безопасности учебного процесса подразделяются на две группы: плановые и оперативные.
4.2.1. Плановые мероприятия – это заблаговременно установленные обоснованные задания должностным лицам.
4.2.1.1.Организационные мероприятия:
4.2.1.1.1. разработка локальных нормативных актов, регламентирующих обеспечение безопасности учреждения;
4.2.1.1.2. постоянный или периодический контроль уровней вредных и опасных факторов на рабочих и учебных местах;
4.2.1.1.3. аттестация рабочих мест по условиям труда и обучения, сертификация работ по охране труда;
4.2.1.1.4. контроль состояния охраны труда, пожарной безопасности и безопасности учебного процесса в учреждении;
4.2.1.1.5. разработка планов обеспечения охраны труда, пожарной безопасности и безопасности учебного процесса в учреждении;
4.2.1.1.6. обучение и инструктажи по охране труда, пожарной безопасности и безопасности учебного процесса;
4.2.1.1.7. пропаганда безопасного поведения, организация уголков по охране труда, пожарной безопасности и безопасности учебного процесса;
4.2.1.1.8. информирование участников образовательного процесса (обучающихся и работников учреждения) о существующем риске повреждения здоровья;
4.2.1.1.9. обеспечение должностных лиц и организационных структур учреждения нормативно-правовыми актами и нормативными документами, регламентирующими поддержание здоровых и безопасных условий в учреждении;
4.2.1.1.10. охрана учреждения от несанкционированного проникновения посторонних лиц.
4.2.1.2.Технические мероприятия:
4.2.1.2.1. внедрение и модернизация технических средств, обеспечивающих выполнение гигиенических требований к освещению, микроклимату, шуму, электромагнитным излучениям и другим вредным факторам в помещениях учреждения;
4.2.1.2.2. внедрение технических систем, обеспечивающих защиту работников и обучающихся от воздействия опасных и вредных производственных факторов, и сигнализации, своевременно оповещающей об их появлении;
4.2.1.2.3. модернизация оборудования, которая может заключаться в монтаже тормозных, сигнальных, оградительных, предохранительных, блокировочных устройств, установке дистанционных, автоматических и полуавтоматических систем управления, нанесении на оборудование и коммуникации опознавательной окраски и знаков безопасности;
4.2.1.2.4. перепланировка размещения оборудования, устройство новых дверных проемов, слом и строительство новых перегородок, и т.п. с целью обеспечения требований охраны труда, пожарной или промышленной безопасности;
4.2.1.2.5. механизация, уборки помещений и территорий.
4.2.1.3.Мероприятия по обеспечению надлежащих санитарно-бытовых условий и лечебно-профилактическая работа:
4.2.1.3.1. ввод в эксплуатацию новых или расширение существующих помещений гардеробных, душевых, умывальных, помещений для личной гигиены женщин, столовых, комнат приема пищи, тепловых переходов и тепловых защит, тамбуров;
4.2.1.3.2. обследование состояния здоровья работников;
4.2.1.3.3. обеспечение участников образовательного процесса (обучающихся и работников учреждения) специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты работников, смывающими и обезвреживающими средствами;
4.2.1.3.4. внедрение оптимальных режимов труда и отдыха;
4.2.1.3.5. оборудование спортивных залов и площадок;
4.2.1.4.Социально-экономические мероприятия:
4.2.1.4.1. стимулирование работы по обеспечению безопасности образовательного процесса;
4.2.1.4.2. обязательное страхование работников от временной нетрудоспособности вследствие заболевания, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
4.2.2. Программы оперативных мероприятий по обеспечению охраны труда, пожарной безопасности и безопасности учебного процесса разрабатываются по результатам расследования причин возникновения несчастного случая, профессионального заболевания, аварии или пожара. Цель таких мероприятий – предотвратить повторение подобных случаев.
4.2.2.1.Оперативные мероприятия должны предусматривать:
4.2.2.1.1. приостановку работ и устранение причин возникновения несчастного случая, профессионального заболевания, аварии или пожара;
4.2.2.1.2. сбор и оформление документов, необходимых для назначения возмещения вреда пострадавшим в результате несчастного случая, профессионального заболевания, аварии или пожара;
4.2.2.1.3. наказание виновных в нарушении требований безопасности и гигиенических нормативов;
4.2.2.1.4. внесение дополнений и изменения в инструкции по охране труда, пожарной безопасности и безопасности учебного процесса и, при необходимости, в другие локальные нормативные акты учреждения;
4.2.2.1.5. проведение внепланового обучения и инструктажа лиц, виновных в несчастном случае, профессиональном заболевании, аварии или пожаре, и лиц, работающих в аналогичных условиях и с аналогичным оборудованием;
4.2.3. Порядок разработки планов и программ снижения травматизма, профессиональной заболеваемости, создания здоровых и безопасных условий труда и обучения.
4.2.3.1.Разработка плана снижения травматизма, профессиональной заболеваемости, создания здоровых и безопасных условий труда и обучения осуществляется на основании приказа директора учреждения, которым определяются срок его разработки и лица, ответственные за разработку.
4.2.3.2.Предложения для включения в план формулируют должностных лица, ответственные за обеспечение безопасности образовательного процесса в пределах порученных им участков работы, на основании результатов анализа и оценки состояния охраны труда, пожарной безопасности и безопасности учебного процесса.
4.2.3.3.Разработку плана мероприятий осуществляет рабочая группа, назначаемая приказом директора учреждения. В состав рабочей группы включаются ответственный за организацию работы по обеспечению безопасности участников образовательного процесса и представитель профсоюзной организации или иного представительного органа трудового коллектива учреждения. Разработку плана мероприятий по охране труда осуществляет комиссия по охране труда.
- 5. Реализация мероприятий по снижению травматизма, профессиональной заболеваемости, созданию здоровых и безопасных условий труда и обучения
5.1. Организация и координация работы по реализации плана возлагается приказом директора учреждения на заместителя директора по безопасности.
5.2. По каждому из предусмотренных планом мероприятий назначаются исполнители, которые выполняют порученные им задания и в установленные сроки докладывают координатору плана о ходе выполнения мероприятия.
5.3. Контроль за реализацией плана осуществляет директор учреждения.
- 6. Распределение ответственности и обязанностей должностных лиц учреждения по разработке и реализации мер обеспечения безопасности образовательного процесса
6.1. Ответственность за регистрацию опасных событий возлагается на директора Дома детского творчества, заместителя директора, педагогов дополнительного образования, ответственных за обеспечение безопасности образовательного процесса в пределах порученных им участков работы.
6.2. Общее руководство работой по разработке и реализации мер по обеспечению охраны труда, пожарной безопасности, сохранению жизни и здоровья обучающихся и работников учреждения, ответственность за её результаты возлагается на директора, заместителя директора.
6.3. Ответственность за кадровое, материальное и финансовое обеспечение разработанных мер безопасности возлагается на директора учреждения.
- 7. Функциональные обязанности должностных лиц учреждения по разработке и реализации мер обеспечения безопасности образовательного процесса
7.1. Должностное лицо – заместитель директора по безопасности, выполняет следующие функциональные обязанности:
7.1.1. Осуществляет регистрацию опасных событий на вверенном объекте (кабинете, лаборатории, мастерской, спортивном зале, вспомогательных помещениях, территории и т.п.).
7.1.2. Производит анализ и оценку состояния охраны труда, пожарной безопасности и безопасности учебного процесса на вверенном объекте.
7.1.3. Разрабатывает предложения в план мероприятий.
7.1.4. Предоставляет рабочей группе предложения в план мероприятий и, при необходимости, результаты проведенного анализа и оценки, журнал регистрации опасных событий и журнал контроля состояния охраны труда, пожарной безопасности и безопасности учебного процесса.
7.1.5. Осуществляет хранение и предоставляет рабочей группе или комиссии по охране труда:
7.1.5.1.собственные предписания и предписания органов надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда, пожарной и промышленной безопасности;
7.1.5.2.акты и другие материалы расследований несчастных случаев и случаев профессиональных заболеваний;
7.1.5.3.материалы с результатами планового периодического контроля состояния охраны труда, пожарной безопасности и безопасности учебного процесса;
7.1.5.4.результаты обследований состояния здоровья работников и обучающихся;
7.1.5.5.материалы с результатами аттестации рабочих мест по условиям труда;
7.1.5.6.планы мер обеспечения безопасности образовательного процесса;
7.1.5.7.законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, локальные нормативные акты учреждения, устанавливающие требования к обеспечению охраны труда, пожарной безопасности и безопасности учебного процесса.
7.1.6. Формирует для рабочей группы (комиссии по охране труда) подборку приказов и распоряжений директора учреждения и органов управления образованием, касающихся обеспечения охраны труда, пожарной и промышленной безопасности в образовательном учреждении.
7.1.7. Осуществляет сбор и систематизацию предложений и сообщений общественных организаций, работников, обучающихся и их родителей относительно обеспечения охраны труда, пожарной безопасности в учреждении.
7.1.8. Организует работу педагогов дополнительного образования , ответственных за обеспечение безопасности образовательного процесса в пределах порученных им детских объединений, по подготовке предложений в план мероприятий и формированию подборки необходимых материалов.
7.1.9. Принимает участие в разработке плана мероприятий.
7.1.10. Осуществляет контроль за ходом и результатами работы исполнителей плана мероприятий.
7.2. Директор учреждения:
7.2.1. Организует работу по сбору информации, характеризующей состояние охраны труда, пожарной безопасности и безопасности учебного процесса в учреждении.
7.2.2. Формирует рабочую группу для разработки плана мероприятий.
7.2.3. Обеспечивает участие профсоюзной организации или иного представительного органа трудового коллектива учреждения в разработке и реализации мер обеспечения безопасности образовательного процесса.
7.2.4. Осуществляет контроль за ходом разработки и реализации мер обеспечения безопасности образовательного процесса.
7.2.5. Утверждает планы мероприятий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья обучающихся, педагогических работников и сотрудников, пожарную и промышленную безопасность.
7.2.6. Принимает решения о выделении ресурсов, необходимых для реализации мер обеспечения безопасности образовательного процесса.
7.2.7. Производит анализ и оценку выполнения плана мероприятий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья обучающихся, педагогических работников и сотрудников, пожарную и промышленную безопасность.
- 8. Ресурсы, необходимые для разработки и реализации мер обеспечения безопасности образовательного процесса
8.1. В бюджете учреждения должно быть предусмотрено выделение средств на:
8.1.1. реализацию планов мероприятий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья обучающихся, педагогических работников и сотрудников, пожарную и промышленную безопасность;
8.1.2. доплаты тем работникам учреждения, участвующим в разработке и реализации мер обеспечения безопасности образовательного процесса, в чьи должностные обязанности такие функции не входят.
8.2. Участников разработки и реализации планов мероприятий необходимо обеспечить техническими регламентами и другой нормативно-технической документацией, приказами и распоряжениями вышестоящих органов управления образованием, предписаниями органов надзора и контроля, приказами и распоряжениями директора учреждения, локальными нормативными актами учреждения, материалами расследования несчастных случаев, пожаров и аварий, решениями профсоюзного комитета по вопросам охраны труда, пожарной безопасности и безопасности учебного процесса.
- 9. Порядок разработки и внесения изменений в Положение
9.1. Разработку и внесение изменений в Положение организует и проводит заместитель директора.
9.2. Проверку Положения и всех последующих корректировок к нему на полноту и правильность содержания проводит заместитель директора.
Приложение к Положению об организации работы по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса
Перечень законодательных, нормативных правовых и иных нормативных актов Российской Федерации, определяющих нормативные основы разработки и реализации мер по обеспечению пожарной безопасности и сохранению жизни и здоровья обучающихся, педагогических работников и сотрудников в общеобразовательном учреждении
1) Закон «Об образовании» в РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
2) Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.02 № 184-ФЗ.
3) Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03. 99 № 52-ФЗ.
4) Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.01 № 197-ФЗ.
5) Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17.07.99 № 181-ФЗ.
6) Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.94 № 68-ФЗ.
7) Закон «О пожарной безопасности» от 21.12.94 № 69-ФЗ.
8) Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 № 116-ФЗ.
9) ГОСТ 12.0.002—80 ССБТ. Термины и определения.
10) ГОСТ Р 12.0.006-2002 Общие требования к системе управления охраной труда в организации.
11) ГОСТ 12.3.046-91 Установки пожаротушения автоматические. Общие технические требования.
12) ГОСТ Р 12.3.047-98 Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля.
13) ГОСТ Р 22.10.01-2001 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Оценка ущерба. Термины и определения.
14) Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.03 № 313.
15) Типовое положение об общеобразовательном учреждении Правительства Российской Федерации от 19.03.01 № 196.
16) Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда Министерства труда Российской Федерации от 14.03.97 № 12.
17) СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2001 № 18.
18) СП 2.4.4.969-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул» Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.10.2000 б/н.
19) СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.11.02 № 44.
20) СанПиН 2.2.0.555-96 «Гигиенические требования к условиям труда женщин» Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.10.96 №32.
21) СанПиН 2.4.6.664-97 «Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков» Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.04. 97 № 5.
22) Р 2.2.755-99 «Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса» Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.04.99.
23) Р 2.2.1766-03 «Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки» Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.06.2003 б/н.
24) МУ ОТ РМ 02-99 «Оценка травмобезопасности рабочих мест для целей их аттестации по условиям труда» Департамента условий и охраны труда Министерства труда Российской Федерации от 30.07.99.
25) Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин Правительства Российской Федерации от 25.02.00 № 162.
26) Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц, моложе 18 лет Правительства Российской Федерации от 25.02.00 № 163.
27) Нормы предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 07.04.99 № 7.
28) Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях Министерства труда Российской Федерации от 24.10.02 №73.
29) Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний Правительства Российской Федерации от 15.12.00 № 967.
30) РД 03-293-99 «Положение о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах» Федерального горного и промышленного надзора России от 8.06.99 № 40.
31) РД 04-383-00 «Положение о порядке представления, регистрации и анализа в органах Госгортехнадзора России информации об авариях, несчастных случаях и утратах взрывчатых материалов» Федерального горного и промышленного надзора России от 02.10. 00 № 101.
32) РД 03-496-02 «Методические рекомендации по оценке ущерба от аварий на опасных производственных объектах» Федерального горного и промышленного надзора России от 29.10.02 № 63.
33) Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации Министерства труда Российской Федерации от 8.02.00 № 14.
34) Рекомендации по формированию и организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда, создаваемых на предприятиях, в учреждениях и организациях с численностью работников более 10 человек Министерства труда Российской Федерации от 12.10.94 № 64.
35) Рекомендации по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива Министерства труда Российской Федерации от 8.04.94 №30.