Версия для слабовидящих

Положения

Положение о системе наставничества педагогических работников

 

«Рассмотрено и принято»                                                                                 «Утверждено»

на Педагогическом совете                                                                 ___________Е.В. Ставцева    

                                                                                             Директор Дома детского творчества                                                

                                                                                             Приказ № 63 от  19.12. 2023г.

08.12.2023г.

ПОЛОЖЕНИЕ

О СИСТЕМЕ НАСТАВНИЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

В МУНИЦИПАЛЬНОМ БЮДЖЕТНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

г. Нелидово, 2023

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Настоящее Положение о системе наставничества педагогических работников в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования Дом детского творчества (далее соответственно – Положение; Дом детского творчества, образовательная организация) разработано в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской  Федерации» от 29.12.2012          №273-ФЗ, Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества       обучающихся       для организаций,        осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным   программам      среднего      профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися», Письмом Министерства просвещения Российской Федерации № АЗ-1128/08, Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации № 657 от 21.12.2021 «О направлении Методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке     и     внедрению       системы     (целевой     модели)  наставничества педагогических        работников        в        образовательных        организациях», Уставом Дома детского творчества и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Настоящее Положение определяет цели, задачи, порядок внедрения методологии (целевой модели) наставничества, ее результаты для Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Дом детского творчества (далее – Дом детского творчества), осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, права и обязанности наставников и наставляемых, куратора внедрения Целевой модели наставничества, документацию работы с молодым  специалистом, обучающимся,  а также определяет условия проведения мониторинга и оценки качества процесса реализации наставничества в образовательной организации и его эффективности.

1.2.  В Положении используются следующие понятия:

Наставник – педагогический работник, назначаемый ответственным за профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого осуществляется      наставническая      деятельность      в      образовательной организации.

Наставляемый – участник системы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения.

Куратор – сотрудник Дома детского творчества, осуществляющей деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, который отвечает за организацию программы наставничества.

Наставничество – форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.

Форма наставничества способ реализации системы наставничества через организацию                работы    наставнической пары/группы,    участники которой находятся в заданной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.

Персонализированная программа наставничества – это краткосрочная персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание форм и видов наставничества, участников наставнической деятельности, направления наставнической деятельности и                               перечень мероприятий, нацеленных на устранение выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его сильных сторон.

1.3 Основными принципами системы наставничества педагогических работников являются:

- принцип научности – применение научно-обоснованных методик и технологий в сфере наставничества педагогических работников;

- принцип системности и стратегической целостности – разработка и реализация                      практик    наставничества    с    максимальным   охватом   всех необходимых      компонентов    системы      образования    на      федеральном, региональном,   муниципальном    уровнях      и     уровне      образовательной организации;

- принцип легитимности – соответствие деятельности по реализации программы                      наставничества    законодательству    Российской    Федерации, региональной нормативно-правовой базе;

- принцип     обеспечения     суверенных     прав     личности     предполагает приоритет интересов личности и личностного развития педагога в процессе его профессионального и социального развития, честность и открытость взаимоотношений, уважение к личности наставляемого и наставника;

принцип добровольности, свободы выбора, учета многофакторности в определении и совместной деятельности наставника и наставляемого;

- принцип аксиологичности – формирование у наставляемого и наставника ценностных отношений к профессиональной деятельности, уважения к личности, государству и окружающей среде, общечеловеческим ценностям;

- принцип личной ответственности – ответственное поведение всех субъектов                       наставнической      деятельности:      куратора,      наставника, наставляемого к внедрению практик наставничества, его результатам, выбору коммуникативных стратегий и механизмов наставничества;

- принцип индивидуализации и персонализации наставничества – сохранение индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого индивидуальной траектории развития;

- принцип равенства признает, что наставничество реализуется людьми, имеющими равный социальный статус педагога с соответствующей системой прав, обязанностей, ответственности, независимо от ролевой позиции в системе наставничества.

1.4 Участие в системе наставничества не должно наносить ущерба образовательному процессу образовательной организации. Решение об освобождении наставника и наставляемого от выполнения должностных обязанностей     для     участия     в      мероприятиях     плана     реализации персонализированной программы наставничества принимает директор образовательной организации.

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА. ФОРМЫ НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ФУНКЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ ВНЕДРЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА.

         2.1. Целью системы наставничества педагогических работников в Доме детского творчества  является реализация комплекса мер по созданию эффективной     среды                           наставничества в образовательной организации, способствующей         непрерывному         профессиональному         росту и самоопределению, личностному и социальному развитию   педагогических работников,      самореализации и закреплению молодых /начинающих специалистов в педагогической профессии.

        2.2. Задачи системы наставничества педагогических работников Дома детского творчества:

- содействовать     созданию в образовательной организации психологически  комфортной образовательной среды наставничества, способствующей раскрытию личностного, профессионального, творческого потенциала педагогических работников образовательной организации путем проектирования их индивидуальной профессиональной траектории;

- создать    условия   для эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным     опытом    для      каждого субъекта образовательной     и     профессиональной    деятельности,    участвующих    в наставнической деятельности;

- оказывать участникам наставнической деятельности помощь в освоении эффективных форматов непрерывного профессионального развития и методической поддержки педагогических работников образовательной организации;

- обеспечить    применение эффективных форм и методов индивидуальной работы и работы в коллективе, направленных на развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные должностные обязанности, повышать профессиональный уровень;

- содействовать увеличению числа закрепившихся в профессии педагогических кадров, в том числе молодых/начинающих педагогов дополнительного образования;

- содействовать сокращению периода профессиональной и социальной адаптации педагога, в отношении которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления педагогической деятельности образовательной организации, а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении должностных обязанностей;

- обеспечивать формирование и развитие    профессиональных знаний и навыков педагога, в отношении которого осуществляется наставничество;

- содействовать процессу профессионального становления   и развития педагога, в отношении которого осуществляется наставничество, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности в соответствии с замещаемой должностью;

- содействовать участию педагогических работников Дома детского творчества   в                  стратегических партнерских отношениях, развитию  горизонтальных связей в сфере наставничества;

- способствовать развитию профессиональных компетенций педагогических работников     образовательной  организации в               условиях цифровой      образовательной    среды,      востребованности      использования современных        информационно-коммуникативных и педагогических технологий путем внедрения разнообразных, в том числе реверсивных, сетевых и дистанционных форм наставничества;

- содействовать выработке навыков профессионального поведения педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, соответствующего профессионально-этическим принципам, а также требованиям, установленным законодательством.

2.3.  Формы наставничества, реализуемые в Доме детского творчества, предполагают     решение     определенного     круга     задач     и     проблем     с использованием         единой       методологии       наставничества,  частично видоизмененной с учетом уровня обучения, профессиональной деятельности и первоначальных ключевых запросов участников программы.

В образовательной организации наставническая деятельность может осуществляться в следующих формах:

«педагог – педагог» - взаимодействие молодого педагога (опыт работы от 0 до 3 лет) или нового специалиста (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками                                 специалистом, оказывающим первому разностороннюю поддержку;

«работодатель – обучающийся» - активизация профессионального и личностного потенциала обучающегося старшего подросткового возраста, усиление его мотивации к обучению и самореализации;

«педагог – обучающийся» - взаимодействие педагога образовательной      организации и обучающегося образовательной организации, при котором педагог оказывает весомое влияние на наставляемого, помогает ему с профессиональным и                           личностным самоопределением     и     способствует ценностному      и      личностному      наполнению,                 а      также      коррекции образовательной траектории;

«обучающийся - обучающийся» - взаимодействие обучающихся Дома детского творчества, при котором один из обучающихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое, но тем не менее лишенное строгой субординации влияние на наставляемого;

«руководитель     образовательной     организации     –     педагог»     -совершенствование образовательного процесса и достижение желаемых результатов руководителем образовательной организации     посредством создания                     необходимых      организационно-педагогических,        кадровых, методических, психолого-педагогических условий и ресурсов.

Допускается реализация нескольких форм наставничества в комплексе в зависимости от запланированных эффектов.

2.4 Выбор формы наставничества осуществляется в зависимости от цели   персонализированной программы наставничества педагога, имеющихся профессиональных затруднений, запроса наставляемого и имеющихся кадровых ресурсов.

2.5 Наставническая деятельность Дома детского творчества может иметь различные формы организации, а именно:

Виртуальное (дистанционное) наставничество – дистанционная форма организации      наставничества      с      использованием      информационно-коммуникационных технологий, таких как видеоконференции, платформы для дистанционного обучения, социальные сети и онлайн-сообщества, тематические       интернет-порталы     и      др.           Обеспечивает                  постоянное профессиональное и творческое общение, обмен опытом между наставником и наставляемым, позволяет дистанционно сформировать пары «наставник –наставляемый», привлечь профессионалов и сформировать банк данных наставников, делает наставничество доступным для широкого круга лиц.

Наставничество в группе – форма наставничества, когда один наставник взаимодействует с группой наставляемых одновременно (от двух и более человек).

Краткосрочное или целеполагающее наставничество – наставник и наставляемый встречаются по заранее установленному графику для постановки                       конкретных    целей,    ориентированных    на    определенные краткосрочные      результаты.        Наставляемый       должен         приложить определенные усилия, чтобы проявить себя в период между встречами и достичь поставленных целей.

Реверсивное наставничество – профессионал младшего возраста становится наставником  опытного       работника   по                 вопросам             новых тенденций,     технологий, а опытный педагог становится наставником молодого     педагога        в     вопросах     методики     и     организации     учебно-воспитательного процесса.

Ситуационное наставничество – наставник оказывает помощь или консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. Как правило, роль наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для его подопечного.

Скоростное наставничество – однократная встреча наставляемого (наставляемых)        с         наставником        более        высокого        уровня (профессионалом/компетентным       лицом)         с         целью         построения взаимоотношений с     другими     работниками,     объединенными     общими проблемами и интересами или обменом опытом. Такие встречи помогают формулировать     и     устанавливать     цели         индивидуального развития   и карьерного роста на основе информации, полученной из авторитетных источников, обменяться мнениями и личным опытом, а также наладить отношения «наставник – наставляемый» («равный – равному»).

3. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Наставническая деятельность в Доме детского творчества  реализуется на основании настоящего Положения и приказа директора образовательной организации, которым утверждается Дорожная карта реализации Региональной целевой модели наставничества в Доме детского творчества  и Программ наставничества в образовательной организации.

3.2. Куратор             образовательной        организации        назначается директором  образовательной организации из    числа методистов, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования, прошедших соответствующую подготовку (повышение квалификации) по программе наставничества, имеющий организаторские способности, стаж работы в коллективе не менее 3 лет.

3.3. Программа наставничества разрабатывается куратором (с участием наставников) и включает в себя типовые индивидуальные планы развития      наставляемых  под                руководством                наставника (далее индивидуальные планы) по каждой форме наставничества, на основе которых наставнические пары разрабатывают индивидуальные планы с учетом выбранной ролевой модели.

3.4    Персонализированная    программы    наставничества    считается завершенной в следующих случаях:

- выполнение плана мероприятий в полном объеме;

- по инициативе наставника или наставляемого и/или обоюдному решению (по уважительным причинам);

- по инициативе куратора (в случае недолжного исполнения персонализированной                                       программы   наставничества     в    силу    различных обстоятельств со стороны наставника и/или наставляемого – форс-мажора).

3.5. В образовательной организации установлены общие и обязательные, а также дополнительные критерии для отбора/выдвижения всех категорий наставников (приложение 1).

Руководитель образовательной организации и куратор наставничества рассматривают каждую кандидатуру на роль наставника, соотносят с критериями для отбора/выдвижения всех категорий наставников.

Результаты рассмотрения протоколируются и по итогам издается приказ директора образовательной организации о назначении наставников.

3.6. Наставничество устанавливается в отношении нуждающихся в нем лиц, испытывающих потребность в развитии/освоении новых метакомпетенций и/или профессиональных компетенций:

- обучающихся в возрасте от 10 до 17 лет, и в том числе с особыми образовательными потребностями: увлеченные и мотивированные определенным видом деятельности, нуждающихся в профессиональной поддержке, социальной адаптации или ресурсах для обмена мнениями и реализации собственных проектов, погруженных в определенный продуктивный вид творческой  деятельности и  изъявивших желание в назначении наставника;

- педагогических работников, вновь принятых на  работу в образовательную организацию;

- педагогических работников, изъявивших желание в назначении наставника.

3.7. Длительность и сроки программ наставничества устанавливаются индивидуально для каждой наставнической пары (не более 1 календарного года) в зависимости от планируемых результатов, сформулированных в индивидуальном плане.

Срок наставничества может быть продлен в случае временной нетрудоспособности, командировки или иного продолжительного отсутствия по уважительным причинам наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество.

3.8. В случае необходимости приказом руководителя образовательной организации устанавливается замена наставника, основанием для которой могут выступать следующие обстоятельства:

- прекращение наставником трудовых отношений с образовательной организацией;

- систематическое неисполнение наставником своих обязанностей;

- привлечение наставника к дисциплинарной ответственности;

- обоснованная просьба наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество.

3.9. Участники наставнической деятельности назначаются приказом руководителя образовательной организации с их письменного согласия на обработку персональных данных (приложение № 2 и № 3) и  соглашения между наставником и наставляемым  (приложение № 4), копия данного соглашения хранится в организации.  В случае , если участники или один из участников наставнической пары несовершеннолетние, то соглашение заключается родителем (законным представителем) несовершеннолетнего.

3.10. Формирование наставнических пар (групп) осуществляется по основным критериям:

- профессиональный профиль или личный (компетентностный) опыт наставника должны соответствовать запросам наставляемого или наставляемых;

- у наставнической пары (группы) должен сложиться взаимный интерес и симпатия, позволяющие в будущем эффективно взаимодействовать в рамках программы наставничества.

Сформированные на добровольной основе с непосредственным участием куратора, наставников и педагогов, в отношении которых осуществляется                             наставничество,   пары/группы   утверждаются   приказом руководителя образовательной организации.

3.11. Внедрение целевой модели наставничества в образовательной организации предполагает осуществление следующих функций участниками наставнической деятельности:

образовательной организацией

-  реализация мероприятий «Дорожной карты»;

- ежегодная разработка, утверждение и реализация Программы наставничества;

- назначение куратора, ответственного за организацию внедрения Региональной                           целевой     модели     наставничества     в     образовательной организации;

- привлечение наставников, обучение, мотивация и контроль за их деятельностью;

- инфраструктурное (в том числе материально-техническое, информационно-методическое)  обеспечение  реализации программ наставничества;

- осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов и педагогов, участвующих в наставнической деятельности образовательной организации;

- предоставление данных по итогам мониторинга и оценки качества Программы наставничества в образовательной организации;

- проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности наставничества;

- обеспечение формирования баз данных и лучших практик наставнической деятельности в образовательной организации.

руководителем образовательной организации

- осуществление общего руководства и координации внедрения целевой модели наставничества в образовательной организации;

- издание локальных актов образовательной организации;

-внедрении целевой модели наставничества и организации наставничества педагогических работников в образовательной организации;

- утверждение кандидатуры куратора по реализации программ наставничества, наставников и наставляемых;

- утверждение Положения о  системе наставничества педагогических работников в образовательной организации, Дорожная карта реализации целевой модели наставничества в Доме детского творчества  и Программ наставничества в образовательной организации;

- издает приказы о закреплении наставнических пар/групп на возложение      на них дополнительных обязанностей, связанных с наставнической деятельностью (с письменного согласия их участников);

- способствует взаимодействию в сфере наставничества, осуществляет контакты с различными учреждениями и организациями по проблемам наставничества (заключение договоров о сотрудничестве, о социальном партнерстве, проведение координационных совещаний, участие в конференциях,         форумах,        вебинарах,      семинарах      по          проблемам наставничества);

- способствует организации   условий для непрерывного повышения профессионального     мастерства педагогических работников, аккумулирования и                     распространения        лучших практик     наставничества педагогических работников.

куратором реализации программ наставничества

- своевременно (не менее одного раза в год) актуализирует информацию о наличии в образовательной организации педагогов, которых необходимо     включить         в        наставническую  деятельность в качестве наставляемых;

- предлагает руководителю образовательной организации для утверждения состава рабочей группы по наставнической деятельности Дома детского творчества  (при необходимости ее создания);

- разрабатывает Дорожную    карту (план  мероприятий)   по реализации Положения о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации;

- совместно с системным администратором ведет банк (персонифицированный учет) наставников и наставляемых, в том числе в цифровом формате с использованием ресурсов Интернета – официального сайта образовательной организации/страницы, социальных сетей;

- формирует  банк индивидуальных/групповых персонализированных программ наставничества педагогических работников, осуществляет описание наиболее успешного и эффективного опыта  наставников;

- организует повышение уровня профессионального мастерства наставников, в том числе на стажировочных площадках с привлечением

наставников из других образовательных организаций;

- курирует процесс разработки и реализации персонализированных программ наставничества;

- организует совместно     с руководителем образовательной организации        мониторинг реализации   системы наставничества педагогических работников в образовательной организации;

- осуществляет мониторинг эффективности и результативности реализации системы наставничества в образовательной организации, оценку вовлеченности педагогов в различные формы наставничества и повышения квалификации педагогически работников,

- формирует итоговый аналитический отчет о реализации системы наставничества, реализации персонализированных программ наставничества педагогических работников;

- фиксирует данные о количестве участников персонализированных программ наставничества в формах статистического наблюдения (совместно с системным администратором).

рабочей группой (при ее наличии)

- совместно с куратором принимает участие в разработке локальных актов и информационно-методического сопровождения в сфере наставничества педагогических работников в образовательной организации;

- ведет учет сведений о молодых/начинающих специалистах и иных категориях наставляемых и их наставниках; помогает подбирать и закрепляет пары (группы) наставников и наставляемых по определенным вопросам (предметное содержание, методика обучения и преподавания, воспитательная           деятельность,                    организация                урочной           и                внеурочной деятельности, психолого-педагогическое сопровождение наставляемых и наставников и т.п.);

- разрабатывает, апробирует и реализует персонализированные программы наставничества, содержание которых соответствует запросу отдельных педагогов и групп педагогических работников;

- принимает участие в разработке методического сопровождения разнообразных форм наставничества педагогических работников;

- осуществляет подготовку участников персонализированных программ наставничества к мероприятиям: конкурсам профессионального мастерства, форумам, научно-практическим конференциям, фестивалям;

- осуществляет организационно-педагогическое, учебно-методическое, обеспечение реализации персонализированных программ наставничества в образовательной организации;

- участвует в мониторинге реализации персонализированных программ наставничества педагогических работников;

- совместно с руководителем образовательной организации, куратором реализации программ наставничества участвует в разработке материальных и нематериальных стимулов поощрения наставников;

- принимает участие в формировании банка лучших практик наставничества         педагогических   работников, информационном сопровождении персонализированных программ наставничества на сайте (специализированной странице сайта) образовательной организации и социальных сетях (совместно с куратором и системным администратором).

3.12.Изменение сроков реализации программы  наставничества педагогических работников.

По обоюдному согласию наставника и наставляемого/наставляемых педагогов возможно продление срока реализации персонализированной программы наставничества или корректировка ее содержания (например, плана мероприятий, формы наставничества).

3.13. Реализация    программы    наставничества    в    образовательной организации осуществляется поэтапно в соответствии с Дорожной картой реализации Программ наставничества в образовательной организации.

3.14. Ответственность за организацию и результаты наставнической деятельности несет руководитель образовательной организации, куратор наставнической деятельности и наставники в рамках, возложенных на них обязанностей    по    осуществлению    наставничества    в    образовательной организации.

4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВНИКА

4.1. Наставник имеет право:

- привлекать для оказания помощи наставляемому других педагогических работников образовательной организации с их согласия;

- знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела наставляемого или получать другую информацию о лице, в отношении которого осуществляется наставничество;

- осуществлять мониторинг деятельности наставляемого в форме личной проверки выполнения заданий;

- привлекать наставляемого к участию в мероприятиях, связанных с реализацией Программы наставничества;

- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с наставничеством в образовательной организации, в том числе - с деятельностью наставляемого;

- выбирать формы и методы контроля деятельности наставляемого и своевременности                                  выполнения      заданий,      проектов,      определенных индивидуальным планом;

- требовать выполнения наставляемым индивидуального плана;

- в составе комиссий принимать участие в аттестации наставляемого (для формы наставничества «педагог-педагог») и иных оценочных или конкурсных мероприятиях;

- принимать участие в оценке качества реализованных программ наставничества, в оценке соответствия условий организации программ наставничества требованиям и принципам целевой модели и эффективности внедрения целевой  модели;

- обращаться к куратору с предложениями по внесению изменений

и дополнений в документацию и инструменты осуществления Программ наставничества; за организационно-методической поддержкой;

- обращаться к руководителю образовательной организации с мотивированным заявлением о сложении обязанностей наставника по причинам личного характера или успешного выполнения лицом, в отношении               которого                       осуществляется                        наставничество,     мероприятий индивидуального плана развития.

4.2 Наставник обязан:

- руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации, локальными нормативными правовыми актами образовательной организации при осуществлении        наставнической деятельности;

- находиться во   взаимодействии со всеми      структурами образовательной организации, осуществляющими работу с наставляемым по программе наставничества;  осуществлять      включение молодого/начинающего       специалиста            в общественную жизнь коллектива, содействовать    расширению общекультурного и профессионального кругозора, в т.ч. и на личном примере;

- создавать   условия для созидания и научного   поиска, творчествав педагогическом процессе через привлечение к инновационной деятельности;

- содействовать укреплению и повышению уровня престижности преподавательской деятельности, организуя участие в мероприятиях для молодых/начинающих педагогов различных уровней (профессиональные конкурсы, конференции, форумы и др.);

- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической деятельностью наставляемого, вносить предложения о его поощрении или применении мер дисциплинарного воздействия;

- рекомендовать участие наставляемого в профессиональных муниципальных, региональных и федеральных конкурсах, оказывать всестороннюю поддержку и методическое сопровождение;

- помогать  разрабатывать Индивидуальный план     развития наставляемого, своевременно и оперативно вносить в него коррективы, контролировать его выполнение, оценивать фактический результат осуществления запланированных мероприятий;

- в соответствии с Программой наставничества лично встречаться с наставляемым для осуществления мероприятий, контроля степени их выполнения,    обсуждения,                   и     (при                   необходимости),                            коррекции Индивидуального плана, выбора методов наставнической деятельности;

- выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в деятельности наставляемого в рамках мероприятий Индивидуального плана;

- передавать       наставляемому   накопленный    опыт,    обучать   наиболее рациональным приемам и современным методам работы или поведения, в т.ч. оказывать наставляемому помощь по принятию правильных решений в нестандартных ситуациях и пр.;

- своевременно реагировать  на проявления дисциплинированности наставляемого;

- личным    примером      развивать    положительные качества наставляемого, при необходимости,  корректировать его поведение;

5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ  НАСТАВЛЯЕМОГО

5.1 Наставляемый имеет право:

- систематически повышать свой профессиональный уровень;

- участвовать в составлении персонализированной программы наставничества педагогических работников;

- обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с  должностными обязанностями, профессиональной деятельностью;

- вносить на рассмотрение предложения по совершенствованию персонализированных программ наставничества педагогических работников образовательной организации;

- обращаться к куратору и руководителю образовательной организации с ходатайством о замене наставника.

5.2 Наставляемый обязан:

- изучать Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», иные федеральные, региональные, муниципальные и локальные нормативные правовые акты, регулирующие образовательную деятельность, деятельность в сфере                                    наставничества педагогических работников;

- реализовывать мероприятия  плана персонализированной программы наставничества в установленные сроки;

- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

- знать обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, основные  направления профессиональной деятельности, полномочия и организацию работы  в образовательной организации;

- выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению должностных, профессиональных обязанностей;

- совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы качественного исполнения должностных обязанностей;

- устранять совместно с наставником допущенные ошибки и выявленные затруднения;

- проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе и учебе;

- учиться у наставника передовым, инновационным методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним.

6. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ УЧАСТНИКОВ НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ МОТИВАЦИЯ

6.1. В части            определения    эффективности     всех     участников наставнической        деятельности        в        образовательной        организации разрабатываются критерии (приложение № 7), учитывающие:

- степень удовлетворенности всех участников    наставнической деятельности;

- уровень удовлетворенности партнеров  от взаимодействия в наставнической деятельности.

6.2. Участники системы наставничества в образовательной организации, показавшие высокие результаты, могут быть представлены решением руководителя образовательной организации к следующим видам поощрений:

- публичное признание значимости их работы–объявление благодарности, награждение почетной грамотой;

- размещение информации на сайте и страницах образовательной организации в социальных сетях;

- благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся.

6.3 Руководство образовательной организации также может оказывать содействие развитию  наиболее активных участников наставничества в образовательной организации через приглашение их к участию в коммуникативных мероприятиях                  (конференции,               форумы,  совещания и пр.).

6.4 Результаты наставнической деятельности могут учитываться при проведении аттестации педагогов-наставников, а также при определении стимулирующих выплат работникам образовательной организации.

7. МОНИТОРИНГ, ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ НАСТАВНИЧЕСТВА И ИХ ИНФОРМАЦИОННОЕ

СОПРОВОЖДЕНИЕ

7.1 Оценка качества процесса реализации программ наставничества в образовательной организации направлена на:

- изучение качества реализованных в образовательной организации Программ наставничества, их сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар/групп «наставник- наставляемый;

- выявление соответствия условий организации       программ наставничества в образовательной организации требованиям и принципам целевой модели.

7.2 Оценка реализации программ наставничества осуществляется на основе анкет удовлетворенности наставников и наставляемых организацией наставнической деятельности в образовательной организации, а также по результатам мониторинга, проведенного куратором.

 

7.3 Оценка эффективности внедрения целевой модели осуществляется ежегодно, но не позднее 15 июня.

7.4    Результаты    персонализированных    программ    наставничества педагогических работников в образовательной организации публикуются после их завершения.

8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

8.1. Настоящее Положение вступает  в силу с момента утверждения директором образовательной организации и действует бессрочно.

8.2. В настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения в соответствии с вновь принятыми законодательными и иными нормативными                       актами        Российской    Федерации    и    вновь    принятыми локальными нормативными актами образовательной организации.

 

Приложение № 1к Положению

 

Критерии и показатели отбора (выдвижения) наставников образовательной организации

Общими и обязательными критериями для отбора/выдвижения для всех категорий наставников  в Доме детского творчества являются:

- наличие личного желания стать наставником (даже при условии его выдвижения администрацией или педагогическим коллективом);

- авторитетность в среде коллег и обучающихся;

- высокий уровень развития ключевых компетенций: способность развивать  других, способность выстраивать отношения с окружающими, •                                  ответственность, нацеленность на результат, умение мотивировать и вдохновлять других,

способность к собственному профессиональному и личностному развитию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительные критерии отбора/выдвижения наставников образовательной организации для различных форм наставничества

 

Форма наставничества

«педагог – педагог»

«работодатель – обучающийся»

«педагог – обучающийся»

«обучающийся- обучающийся»

 

Критерии

  • опытный педагог, имеющий профессиональные успехи;
  • обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией
  • неравнодушный профессионал с опытом работы не менее 5 лет, активной жизненной позицией, высокой квалификацией, показывающий стабильно высокие результаты деятельности;
  • обладает развитыми коммуникативными навыками, гибкостью в общении, умением отнестись к наставляемому как к равному в диалоге
  • ответственный, социально активный педагог с выраженной гражданской и ценностной позицией, мотивированный к самосовершенствованию                                и преобразованию окружающей среды;
  • участник образовательных, спортивных, творческих проектов;
  • увлекающийся и способный    передать    свою   

      творческую энергию и интересы другим;

  • образец для подражания в плане межличностных

     отношений, личной самоорганизации.

  • активный обучающийся, обладающий лидерскими и

   организаторскими качествами, нетривиальностью

   мышления, демонстрирующий высокие

   образовательные     результаты, и     принимающий

   активное  участие в      конкурсах, театральных

   постановках,  общественной деятельности.      

 

Приложение№2  к Положению

Директору                                                                                       (далее – Организация),

(наименование ОО, адрес)

от                                                                                                                                                      , проживающего по адресу                                                                                                               , паспорт серии                          №                                                                                                     выдан                                                                      дата выдачи                                                     

Согласие на обработку персональных данных

Я,                                                                                                                  ,           являюсь

родителем   несовершеннолетнего   в   возрасте   старше   14   лет,   малолетнего   (нужное

подчеркнуть)                                                                         ,      принимающего     участие      в

реализации методологии (Целевой модели) наставничества обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования" (далее – Целевая модель наставничества) в соответствии с требованиями ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных" даю свое согласие на обработку моих, моего ребенка персональных данных в целях организации тематических мероприятий, информационного сопровождения и ведения реестра участников Целевой модели наставничества.

Перечень моих персональных данных, передаваемых Организации на обработку:

  • сведения о документах, удостоверяющих личность участника мероприятий модели наставничества (свидетельство о рождении и/или паспорт);
  • сведения об анкетных и биографических данных;
  • сведения о составе семьи;
  • сведения о месте проживания;
  • домашний телефон;
  • место работы или учебы членов семьи и родственников;
  • сведения о документах о получении образования.

Я даю согласие на обработку Организацией персональных данных, то есть совершение, в том числе, следующих действий: обработки (включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных), а также на публикацию видео-, фотоизображений моего ребёнка с его фамилией, именем, отчеством, наименованием образовательной организации, проходящий в рамках мероприятий Организации, в официальных группах Организации, созданных в социальных сетях в Интернете и на официальных сайтах Организации, при этом общее описание вышеуказанных способов обработки данных приведено в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ, а также на передачу такой информации третьим лицам в случаях, установленных нормативными документами вышестоящих органов и законодательством.

Настоящее согласие действует бессрочно.

Настоящее согласие может быть мной отозвано в любой момент.

В случае неправомерного использования предоставленных данных согласие отзывается моим письменным заявлением.

Я по письменному запросу имею право на получение информации, касающейся обработки моих, моего ребёнка персональных данных (в соответствии с п. 4 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ).

"       "                             20 г.                                                                                                 

Подпись                                               ФИО

 

Подтверждаю, что ознакомлен(а) с положениями Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ "О персональных данных", права и обязанности в области защиты персональных данных мне разъяснены.

"        "                             20    г.                                                                                               

Подпись                                               ФИО

Подпись ответственного лица

за обработку персональных данных:                    /ФИО сотрудника образовательной организации

 

Приложение № 3 к Положению

Директору                                                                                       (далее – Организация),

(наименование ОО, адрес)

от                                                                                                                                                      , проживающего по адресу                                                                                                               , паспорт серии                          №                                                                                                     выдан                                                                      дата выдачи                                                     

 

Согласие на обработку персональных данных

Я,                                                                             ____, являюсь совершеннолетним, несовершеннолетним в возрасте старше 14 лет (нужное подчеркнуть) участником мероприятий в рамках реализации методологии (Целевой модели) наставничества обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования" (далее – Целевая модель наставничества) , в соответствии с требованиями ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных" даю свое согласие на обработку моих персональных данных в целях организации тематических мероприятий, информационного сопровождения и ведения реестра участников Целевой модели наставничества.

Перечень моих персональных данных, передаваемых Организации на обработку:

  • сведения о документах, удостоверяющих личность участника мероприятий (свидетельство о рождении и/или паспорт);
  • сведения об анкетных и биографических данных;
  • сведения о составе семьи;
  • сведения о месте проживания;
  • домашний телефон;
  • место работы или учебы членов семьи и родственников;
  • сведения о документах о получении образования.

Я даю согласие на обработку Организацией своих персональных данных, то есть совершение, в том числе, следующих действий: обработки (включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных), а также на публикацию моих видео-, фотоизображений в официальных группах Организации, созданных в социальных сетях в Интернете и на официальном сайтах Организации, при этом общее описание вышеуказанных способов обработки данных приведено в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ, а также на передачу такой информации третьим лицам в случаях, установленных нормативными документами вышестоящих органов и законодательством.

Настоящее согласие действует бессрочно.

Настоящее согласие может быть мной отозвано в любой момент.

В случае неправомерного использования предоставленных данных согласие отзывается моим письменным заявлением.

Я по письменному запросу имею право на получение информации, касающейся обработки моих персональных данных (в соответствии с п. 4 ст.14 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ).

"       "                              20 г.                                                                                                

Подпись                                              ФИО

Подтверждаю, что ознакомлен(а) с положениями Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ "О персональных данных", права и обязанности в области защиты персональных данных мне разъяснены.

"       "                              20 г.                                                                                                   

Подпись                                                ФИО

Подпись ответственного лица

 

за   обработку   персональных   данных:                                    /ФИО сотрудника образовательной организации

 

 

 

 

 

Приложение №4  к Положению

 

                                           СОГЛАШЕНИЕ

 

о сотрудничестве между наставником и наставляемым

г.                                                                                                           "   "                         20   г.

Данное соглашение устанавливает отношения между                                                               

                                                                                                                      ,            (далее            – Наставник/родитель             (законный             представитель)             Наставника),              и

                                                                                                                                                      , (далее – Наставляемый/родитель (законный представитель) Наставляемого), совместно именуемыми "Стороны", в связи с их участием в реализации методологии (Целевой модели) наставничества      обучающихся      организаций,      осуществляющих образовательную деятельность    по    общеобразовательным,    дополнительным    общеобразовательным    и программам    среднего    профессионального   образования    (далее    –    Целевая                         модель наставничества)                                                          на                                                                               базе

 

                                                                                                                                                          , (далее – Организация).

  1. Предмет соглашения
  • Стороны договорились об участии в реализации Целевой модели наставничества через организацию комплекса мероприятий в рамках деятельности наставнической пары (группы).
  • Стороны определили следующие задачи*:
    • повышение уровня профессиональных и надпрофессиональных компетенций наставляемого;
    • повышение уровня социальной адаптации наставляемого в коллективе;
    • трансляция личного, профессионального опыта, знаний, умений и навыков наставника;
    • повышение уровня мотивации к самообразованию у наставляемого;

                                                                                                                         ;

                                                                                                                         .

(*Задачи определяются исходя из выбранной формы наставничества, потребностей наставляемого и ресурсов наставника)

  1. Права и обязанности Сторон*
  • Наставник обязан:
    • Разрабатывать индивидуальный план – комплекс мероприятий в рамках организации работы наставнической пары/группы.

 

  • Участвовать в реализации Дорожной карты внедрения Целевой модели наставничества образовательной организации (далее - Дорожная карта) в рамках компетенции.
  • Регулярно посещать образовательные события, организованные в рамках обучения наставников.
  • Оказывать всестороннюю помощь и поддержку наставляемому.
  • Предоставлять результаты наставнической работы по запросу куратора.
  • Способствовать развитию информационного освещения реализации системы наставничества в образовательной организации.
  • Внимательно и уважительно относится к наставляемому.
  • Наставник имеет право:
    • Способствовать своевременному и     качественному                               выполнению поставленных задач наставляемым.
    • Совместно с куратором определять формы работы с наставляемым.
    • Принимать участие в обсуждениях и мероприятиях, направленных на развитие системы наставничества в образовательной организации.
    • Вносить предложения куратору    и    руководителю                              образовательной организации по внесению изменений в Дорожную карту.
    • Привлекать других специалистов   для    расширения                                 компетенций наставляемого.
  • Наставляемый обязан:
    • Регулярно посещать встречи, образовательные события в соответствии с индивидуальным планом.
    • Выполнять своевременно и качественно задачи, поставленные наставником.
    • Внимательно и уважительно относится к наставнику и другим участникам наставнической группы.
  • Наставляемый имеет право:
    • Вносить предложения в индивидуальный план обучения в рамках организации работы наставнической пары/группы.
    • Принимать участие в обсуждениях и мероприятиях, направленных на развитие системы наставничества в образовательной организации.
    • В индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по волнующим вопросам.
    • При невозможности установления личного контакта с наставником выходить с ходатайством к директору образовательной организации о замене наставника.

 

  1. Заключительные положения
  • Настоящее Соглашение заключено Сторонами в форме бумажного документа в двух экземплярах, по одному экземпляру для каждой из Сторон.
  • Расторжение настоящего Соглашения   осуществляется    по   соглашению

Сторон.

  • Расторжение настоящего Соглашения     в      одностороннем     порядке

осуществляется                         в    случае    систематического   нарушения    условий   п.2                                                   настоящего Соглашения.

  • Настоящее Соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует на протяжении месяцев.
  • По истечении срока действия Соглашения, срок может быть продлен по взаимному соглашению сторон.
    1. Подписи Сторон

Наставник/родитель (законный представитель) Наставника

Наставляемый/родитель (законный

представитель) Наставляемого

 

 

                                  /                                          

(подпись)                       (расшифровка)

 

 

                                  /                                        

(подпись)                       (расшифровка)

 

 

Директору

Приложение №5 к Положению

Анкета оценки удовлетворенности Программой наставничества (для наставляемого)

1. Оцените в баллах от 1 до 10 (где 1 - самый низший балл, а 10 - самый высокий)

1.1. Насколько комфортно было общение с                      1      2     3     4     5      6     7     8     9     10 наставником?

1.2. На сколько полезными/интересными были личные    1      2     3     4     5      6     7     8     9     10 встречи с наставником?

1.3. На сколько полезными/интересными были                1      2     3     4     5      6     7     8     9     10 групповые встречи?

1.4. Ощущали ли Вы поддержку наставника?                   1      2     3     4     5      6     7     8     9     10

1.5. На сколько полезна была помощь наставника?          1      2     3     4     5      6     7     8     9     10

1.6. На сколько был понятен план работы с                      1      2     3     4     5      6     7     8     9     10 наставником?

1.7. Ощущали ли Вы безопасность при общении с 1     2     3     4     5      6     7     8     9     10 наставником?

 

1.8. На сколько было понятно, что от Вас ждет наставник?

1.9. На сколько Вы довольны вашей совместной работой?

1.10. На сколько оправдались Ваши ожидания от участия в Программе наставничества?

 

1     2      3     4     5     6      7     8      9     10

1     2      3     4     5     6      7     8      9     10

1     2      3     4     5     6      7     8      9     10

 

2. Что для Вас особенно ценно было в программе?

3. Чего Вам не хватило в программе и/или что хотелось бы изменить?

4. Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе? [да/нет] 5. Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничества? [да/нет]

6. Планируете ли Вы стать наставником в будущем? [да/нет]

 

Анкета оценки удовлетворенности Программой наставничества (для наставника)

1. Оцените в баллах от 1 до 10 ( где 1 - самый низший балл, а 10 - самый высокий)

1.1. На сколько было комфортно общение с                  1      2      3      4      5      6      7      8      9 10 наставляемым?

1.2. На сколько удалось реализовать свои лидерские    1      2      3      4      5      6      7      8      9 10 качества в программе?

1.3. На сколько полезными/ интересными были            1      2      3      4      5      6      7      8      9 10 групповые встречи?

1.4. На сколько полезными/ интересными были            1      2      3      4      5      6      7      8      9 10 личные встречи?

1.5. На сколько удалось спланировать работу?              1      2      3      4      5      6      7      8      9 10

1.6. На сколько удалось осуществить план                    1      2      3      4      5      6      7      8      9 10 индивидуального развития наставляемого?

1.7. На сколько Вы оцениваете включенность               1      2      3      4      5      6      7      8      9 10 наставляемого в процесс?

1.8. На сколько Вы довольны вашей совместной           1      2      3      4      5      6      7      8      9 10 работой?

1.9. На сколько понравилась работа наставником?        1      2      3      4      5      6      7      8      9 10

1.10. На сколько оправдались Ваши ожидания от          1      2      3      4      5      6      7      8      9 10 участия в Программе наставничества?

2. Что особенно ценно для Вас было в программе?

3. Чего Вам не хватило в программе и/или что хотелось бы изменить? 4. Было ли достаточным и понятным обучение? [да/нет]

5. Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе? [да/нет] 6. Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничества? [да/нет]

7. Была ли для Вас полезна совместная работа с наставляемым? (узнали ли Вы что-то новое и/или интересное) [да/нет]

 

Приложение №6 к Положению

Результаты мониторинга. Оценка программы наставничества

Программы оцениваются куратором по каждому критерию баллах от 1 (минимальный) до 10 (максимальный).

 

Показатели 1. Актуальность Программы наставничества

2. Формы и программы взаимодействия наставника и наставляемого описаны достаточно для внедрения в образовательной организации

3. Программа направлена на достижение желаемого конечного результата. Ее цели конкретизированы через задачи, формулировки задач соотнесены с планируемыми результатами

4. Практическая значимость наставнического взаимодействия для личности наставляемого

5. Соответствует ли на практике организация процесса наставнической деятельности принципам, заложенным в Региональной целевой модели) 6. Адаптивность, динамичность и гибкость Программы наставничества

7. Понятность алгоритма отбора/выдвижения наставников, наставляемых и кураторов

10. Наличие понятных форматов (для куратора) по выстраиванию взаимодействия наставника и наставляемого

11. Понимание форм поощрения и мотивации наставников и наставляемых 12. Наличие методической поддержки и сопровождения проведения апробации методологии наставничества (возможность получения участником апробации исчерпывающего ответа на вопрос)

13. В достаточном ли объеме предоставлен доступ к необходимым ресурсам для апробации методологии наставничества (организационным, методическим, информационным и др.)

 

Баллы

1     2    3 4    5    6     7 8     9 10

1     2    3 4    5    6     7 8     9 10

1     2    3 4    5    6     7 8     9 10

1     2    3 4    5    6     7 8     9 10

1     2    3 4    5    6     7 8     9 10 1       2        3 4  5       6       7 8  9 10 1        2       3 4          5    6     7 8     9 10

1     2    3 4    5    6     7 8     9 10

1     2    3 4    5    6     7 8     9 10

1     2    3 4    5    6     7 8     9 10

1     2    3 4    5    6     7 8     9 10

 

Приложение  №7 к Положению

Показатели эффективности внедрения Программ наставничества в образовательной организации

 

1.        Доля детей в возрасте от 12 до 17 лет, обучающихся в образовательной организации, вошедших в программы наставничества в роли наставляемого, % (человек) (отношение количества детей в возрасте от 12 до 17 лет, вошедших в программы наставничества в роли наставляемого, к общему количеству детей, обучающихся в образовательной организации)

2.        Доля детей и подростков в возрасте от 15 до 17 лет, обучающихся в образовательной организации, вошедших в программы наставничества в роли наставника, % (отношение количества детей и подростков в возрасте от 15 до 19 лет, вошедших в программы наставничества в роли наставника, к общему количеству детей и подростков в возрасте от 15 до 19 лет, обучающихся в образовательной организации).

3.        Доля учителей-молодых специалистов (с опытом работы от 0 до 3 лет), работающих в образовательной организации, вошедших в программы наставничества в роли наставляемого, % (отношение количества учителей-молодых специалистов, вошедших в программы наставничества в роли наставляемого, к общему количеству учителей-молодых специалистов, работающих в образовательной организации).

4.        Уровень удовлетворенности наставляемых участием в программах наставничества, % (опросный) (отношение количества наставляемых, удовлетворенных участием в программах наставничества, к общему количеству наставляемых, принявших участие в программах наставничества, реализуемых в образовательной организации).

5.        Уровень удовлетворенности наставников участием в программах наставничества, %

СМОТРЕТЬ ПОЛОЖЕНИЕ

Наши соц сети

Контакты

г. Нелидово, Тверская обл. ул. Советская, д.4

тел. 8 (48266) 5-24-26 ddt-stavceva@rambler.ru