Версия для слабовидящих

Образовательная деятельность

Программа воспитания на 2021 - 2026 учебный год

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования Дом детского творчества 

«Утверждено»

Педагогическим советом

Протокол   № 9  от 29.03. 2021 года

Приказ № 15  от 01.04. 2021г.

 

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ на 2021 - 2026 учебный год

г. Нелидово

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа воспитания муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Дом детского творчества города Нелидово Тверской области (далее – Программа) разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерной программы воспитания», утвержденной 02.06.2020 года на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, с Федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) общего образования, с ФЗ от 31 июля2020г. №304-ФЗ  «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания граждан России, с Концепцией развития дополнительного образования, Стратегией развития воспитания до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2021г. № 996-р), Стратегией духовно-нравственного воспитания детей Тверской области на 2018-2027 годы (распоряжение Правительства Тверской области от 05.02.2018 №28-рп).

Данная программа воспитания направлена на приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе, а также решение проблем гармоничного вхождения обучающихся в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Воспитательная программа показывает, каким образом педагоги могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности.

Воспитательная программа является обязательной частью основных образовательных программ Дома детского творчества и призвана помочь всем участникам образовательного процесса реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности и тем самым сделать учреждение воспитывающей организацией.

Вместе с тем, Программа призвана обеспечить достижение обучающимся личностных результатов, определенные ФГОС: формировать у них основы российской идентичности; готовность к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности учреждения.

Данная программа воспитания показывает систему работы с обучающимися в Доме детского творчества города Нелидово Тверской области.

 

  1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ДОМЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА  ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Процесс      воспитания       в    муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования Дом детского творчества города Нелидово Тверской области (далее учреждение) основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и обучающихся:

- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности обучающегося при нахождении в образовательном учреждении;

-      ориентир на создание в учреждении психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которойневозможно конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогов;

-   реализация процесса воспитания главным образом через создание в учреждении детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

-   организация основных совместных дел обучающихся и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;

-   системность, целесообразность и не шаблонность воспитания как условия его эффективности.

Основными традициями воспитания в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования Дом детского творчества города Нелидово  являются следующие:

-    стержнем годового цикла воспитательной работы учреждения являются совместные мероприятия, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников;

-   важной чертой каждого совместного мероприятия педагогических работников и обучающихся является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;

-   в учреждении создаются такие условия, при которых по мере взросления обучающегося увеличивается и его роль в совместных мероприятиях (от пассивного наблюдателя до организатора);

-   в проведении  совместных мероприятий отсутствует соревновательность между творческими объединениями, поощряется конструктивное межкружковое и межвозрастное взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность;

-   педагогические работники учреждения ориентированы на формирование коллективов в рамках творческих объединений, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;

-   ключевой фигурой воспитания в Доме детского творчества является  руководитель творческого объединения, реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно-развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.

 

  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИВОСПИТАНИЯ

Современный национальный идеал личности– это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Исходя из этого, общей целью воспитания в учреждении является формирование у обучающихся духовно-нравственных ценностей, способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории, способности к успешной социализации в обществе.

Данная цель ориентирует педагогов, в первую очередь, на обеспечение позитивной динамики развития личности ребенка, а не только на обеспечение соответствия его личности единому стандарту. Сотрудничество, партнерские отношения педагога и обучающегося, сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию – являются важным фактором успеха в достижении поставленной цели.

Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям обучающихся позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования:

  1. В воспитании обучающихся младшего возраста таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения обучающимися социально-значимых знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся младшего  возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе – статусе обучающегося, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в учреждении педагогическими работниками и воспринимаются обучающимися именно как нормы и традиции поведения обучающегося. Знание их станет базой для развития социально-значимых отношений обучающихся и накопления ими опыта осуществления социально-значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. 

К наиболее важным из них относятся следующие:  

–  быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для обучающегося домашнюю работу, помогая старшим;

–   быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;

–  знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;

– беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы); 

–  проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;

–  стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

–  быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

–  соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;

–  уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом  людям;

–  уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

–  быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть
в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших. 

Знание  данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для обучающихся этого возраста, поскольку облегчает их вхождение в широкий социальный мир, в  систему общественных отношений.

  1. В воспитании детей подросткового возрастатаким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально- значимых отношений обучающихся, и, прежде всего, ценностных отношений:

- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

- к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

- к природе, как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития обучающегося, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании  обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально-значимых отношений обучающихся.

  1. 3. В воспитании детей юношеского возраста таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения обучающимися опыта осуществления социальнозначимых дел.

Выделение данного приоритета связано с особенностями  юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшим обучающим поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в Доме детского творчества. Важно, чтобы этот опыт оказался социально-значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению обучающихся во взрослую жизнь окружающего их общества. Это:

- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;

- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;

- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;

- опыт природоохранных дел;

- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в Доме детского творчества, школе, дома или на улице;

- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;

- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;

- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;

- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;

- опыт самопознания и самоанализа, опыт социальноприемлемого самовыражения и самореализации.

Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания. Приоритет – это то, чему педагогам, работающим с обучающимися конкретной возрастной категории, предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание. 

Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели, позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.

Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих основных задач:

-   поддерживать традиции Дома детского творчества и инициативы по созданию новых, реализовывать воспитательные возможности общих мероприятий различной направленности;

-  реализовывать воспитательный потенциалв Доме детского творчества, поддерживать использование интерактивных форм занятий с обучающимися на занятиях;

-   инициировать и поддерживать  самоуправление – как на уровне Дома детского творчества, так и на уровне сообществ творческих объединений; их коллективное планирование, организацию, проведение и анализ самостоятельно проведенных дел и мероприятий;

-   организовывать профориентационную работу с обучающимися;

-   реализовывать потенциал  руководства творческими объединениями в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие сообществ творческих объединений в жизни Дома детского творчества, укрепление коллективных ценностей;

-  развивать предметно-эстетическую среду Дома детского творчества и реализовывать ее воспитательные возможности, формировать позитивный уклад  жизни учреждения и положительный имидж и престиж Дома детского творчества;

-   организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся.

Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в Доме детского творчества интересную и событийнонасыщенную жизнь обучающихся и педагогических работников, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения обучающихся.

 

  1. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы учреждения. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.

 

3.1. Модуль «Ключевые  дела»

Ключевые дела – это главные традиционные общие мероприятия, в которых принимает участие большая часть обучающихся и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами и детьми. Это комплекс коллективных творческих дел и мероприятий, интересных и значимых для обучающихся, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив.

Для этого в Доме детского творчества используются следующие формы работы:

На городском уровне и уровне учреждения:

  • познавательно-развивающая деятельность (профилактические беседы, игры, круглые столы, диспуты, конференции);
  • социальные проекты и акции – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами комплексы дел (экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума:

-«Животворящее слово»  (проект информационной направленности»);

- «Творческое видение»(познавательно-развлекательной направленности);

- «Досуг», «Выше радуги» (проекты культурологической направленности);

- «Танцы для здоровья» (проект спортивно-оздоровительной направленности);

- «Творческая звукозапись» (проект технической направленности);

- Акции: «Ветеран», «Поделись теплом», «Варежка добра», «Крылья ангела», «Рисуем Победу».

  • открытые дискуссионные площадки:

- общие родительские и ученические собрания, которые проводятся регулярно, в их рамках  обсуждаются насущные проблемы;

  • спортивно-оздоровительная деятельность: Дни здоровья, спортивные соревнования, тематические мероприятия по спорту;
  • досугово-развлекательная деятельность:

- праздничные мероприятия, посвященные календарным датам: День Матери, День Учителя, День защитника Отечества, День 8 Марта, День Победы и др.;

- летние оздоровительные программы;

- познавательно-развлекательные программы;

- фестивальная деятельность.

На уровне творческих объединений:

  • выбор и делегирование представителей творческих объединений в актив учреждения, ответственных за подготовку общих ключевых дел; 
  • участие творческих объединений в реализации общих ключевых дел;
  • проведение в рамках творческого объединения итогового анализа детьми общих ключевых дел, участие представителей творческих объединений в итоговом анализе проведенных дел.

На индивидуальном уровне:

  • вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела учреждения в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
  • индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
  • наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими ребятами, с педагогами и другими взрослыми;
  • при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.

 

3.2. Модуль «Руководство творческим объединением, секцией, клубом»

Осуществляя работу с объединением, педагог  организует работу с коллективом; индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему  объединения; с педагогами-организаторами, работу с родителями обучающихся или их законными представителями.

Работа с коллективом объединения:

  • инициирование и поддержка участия объединения в общих ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
  • организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с обучающимися вверенного ему объединения (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, патриотической, творческой, профориентационной направленностей), позволяющая с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями, и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с обучающимися объединения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
  • сплочение коллектива объединения через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные  походы и экскурсии, организуемые руководителями объединений и родителями;  «огоньки» и вечера, дающие каждому обучающемуся возможность рефлексии собственного участия в жизни объединения.
  • выработка совместно со обучающимися законов объединения, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в учреждении.

Индивидуальная работа с обучающимися:

  • изучение особенностей личностного развития обучающихся объединения через наблюдение за поведением детей в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам;
  • поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений со сверстниками или учителями, выбор профессии, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется руководителем объединения в задачу для обучающегося, которую они совместно стараются решить;
  • коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими обучающимися объединения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в объединении.

Работа с педагогами учреждения:

  • регулярные консультации руководителя объединения с педагогами учреждения, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между педагогами и обучающимися;
  • проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем объединений и интеграцию воспитательных влияний на обучающихся;
  • привлечение педагогов учреждения к участию в делах объединения, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих обучающихся, увидев их в иной, отличной от занятий, обстановке;
  • привлечение педагогов учреждения к участию в родительских собраниях для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.

Работа с родителями обучающихся или их законными представителями:

  • регулярное информирование родителей об успехах и проблемах их детей, о жизни объединения и учреждения в целом;
  • помощь родителям обучающихся или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией и педагогамиучреждения;
  • организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
  • создание и организация работы родительских активовобъединения, участвующих в управлении учреждения дополнительного образования и решении вопросов воспитания и обучения их детей;
  • привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел объединения.

 

3.3. Модуль «Занятие»

Реализация педагогами Дома детского творчества воспитательного потенциала занятия предполагает следующее:

  • установление доверительных отношений между педагогом и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагога, привлечению их внимания к обсуждаемой на занятии информации, активизации их познавательной деятельности;
  • побуждение обучающихся соблюдать на занятии общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогами) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
  • использование воспитательных возможностей содержания программы дополнительного образования через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в объединении;
  • применение на занятии интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дискуссий, которые дают детям возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими детьми;
  • включение в занятие игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в объединении, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время занятия;
  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

 

3.4. Модуль «Самоуправление»

Поддержка детского самоуправления в Доме детского творчества помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а обучающимся – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Поскольку обучающимся младшего   и подростковоговозраста не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление.

Детское самоуправление в Доме детского творчества осуществляется следующим образом

На уровне учреждения:

  • через деятельность Совета Дома детского творчества создаваемого для учета мнения обучающихся по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы; отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;

На уровне объединений:

  • через деятельность выборных по инициативе и предложениям обучающихсяобъединений старост, представляющих интересы объединений в общих делах Дома детского творчества и призванных координировать его работу с работой Совета Дома детского творчества и руководителей объединений;

На индивидуальном уровне:

  • через вовлечение обучающихся в планирование, организацию, проведение и анализ общих дел учреждения и дел объединений; через реализацию функций обучающимися, отвечающими за различные направления работы в объединении.

 

Модуль 3.5. «Экскурсии, походы»

Экскурсии, походы помогают обучающемуся расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных  ситуациях.  На экскурсиях,  в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:

  • ежегодные походы на природу, организуемые в объединении их руководителями и родителями, после окончания учебного года;
  • выездные экскурсии в музей,  на предприятие; на представления в кинотеатр, цирк и т.д.

 

3.6. Модуль «Профориентация»

Совместная деятельность педагогов и обучающихся по направлению «Профориентация» включает в себя профессиональное просвещение обучающихся; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб обучающихся. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить обучающегося к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность обучающегося к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через:

  • циклы профориентационных часов общения, направленных на  подготовку обучающегосяк осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
  • экскурсии на предприятия города;
  • участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер классах, посещение открытых занятий;

 

3.7. Модуль «Медиа учреждения»

Цель  медиа учреждения (совместно создаваемых обучающимися и педагогами средств распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной культуры обучающихся, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации обучающихся. Воспитательный потенциал  медиа учреждения реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:

  • интернет-группа учреждения– разновозрастное сообщество обучающихся,  педагогов, родителей,  поддерживающее интернет-сайт учреждения и соответствующую группу в социальных сетях с целью освещения деятельности образовательной организации в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к учреждению, информационного продвижения ценностей Дома детского творчества и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, педагогами и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для учреждения вопросы.

 

3.8. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда учреждения дополнительного образования, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком учреждения дополнительного образования. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой учреждения как:

  • благоустройство учебных кабинетов и помещений, осуществляемое руководителями объединений вместе с обучающимися своих объединений, позволяющее обучающимся проявить свою фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения  руководителя объединения со своими детьми;
  • событийное оформление пространства при проведении конкретных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний и т.п.);
  • акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты) на важных для воспитания ценностях Дома детского творчества, его традициях, правилах.

 

3.9. Модуль «Работа с родителями»

Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и учреждения в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:

На групповом уровне:

  • родительский комитет, участвующий в управлении Домом детского творчества и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
  • общие родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
  • педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей, в ходе которого  родители  получают  рекомендации руководителей объединений и обмениваются собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;
  • взаимодействие с родителями посредством сайта учреждения, сообщества в социальной сети: размещается  информация, предусматривающая ознакомление родителей, новости Дома детского творчества.

 На индивидуальном уровне:

  • обращение к специалистам по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
  • участие родителей в педагогических советах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
  • помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общихмероприятий и мероприятий в объединениях воспитательной направленности;
  • индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.

 

  1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Самоанализ воспитательной работы организуемый в учреждении осуществляется по выбранным самимучреждением направлениям и проводится с целью выявления основных проблем  воспитания и последующего их решения.

Самоанализ осуществляется ежегодно силами самого учреждения.В качестве экспертов выступают: директор, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования Дома детского творчества.

Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в учреждении являются:

-  принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;

-  принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между обучающимися и педагогами; 

-  принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;

-  принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития обучающихся, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие обучающихся – это результат как социального воспитания (в котором Дом детского творчества участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.

Основными направлениями анализа организуемого в учреждении воспитательного процесса:

  1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающегося каждого объединения.

Осуществляется анализ руководителями объединений совместно с директором Дома детского творчества с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения педагогов или педагогическом совете Дома детского творчества.

Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение, диагностика.

Положительная динамика уровня воспитанности и образовательных результатов учащихся анализируется также на основании независимых оценочных процедур (высокий уровень мотивации обучающихся к участию в научно-практических конференциях, творческих конкурсах, спортивных соревнованиях, проектной, фестивальной, волонтерской деятельности, низкий процент заболеваемости и пропусков занятий, отсутствие случаев преступлений среди несовершеннолетних, низкий процент травматизма).

Выявленные проблемы

Пути решения проблем

У некоторых обучающихся существуют проблемы в отношении к обучению и формулированию целей и мотивов к самоопределению, в том числе и профессиональному.

Повышенное внимание к качеству реализации модулей: «Работа с родителями» и «Профориентация» программы воспитания


Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.

 

2.Воспитательная деятельность педагогов

Подавляющее большинство педагогов имеют квалификационные категории. Педагоги  не испытывают затруднения в определении цели и задач своей воспитательной деятельности, а также в реализации воспитательного потенциала их совместной с детьми деятельности.

Педагоги формируют вокруг себя привлекательные для обучающихся детско-взрослые общности; в большинстве случаев у них складываются доверительные отношения с обучающимися.  Руководители объединений стремятся стать для своих воспитанников значимыми взрослыми людьми.

Выявленные проблемы

Пути решения проблем

- недостаточный уровень сформированности у молодых педагогов компетенций в сфере организации воспитательной работы в объединении;

- высока доля педагогов старше 25 лет;

                                                  

Развитие системы взаимного наставничества педагогов  старшего возраста, с одной стороны, и молодых педагогов с другой стороны, направленной на преодоление профессиональных дефицитов в воспитательной работе. 

- высокая мотивация педагогов старше 25 лет к освоению компетенций по использованию в воспитательной работе возможностей информационных систем, виртуального пространства, интернет-технологий;

 

 

  1. Управление воспитательным процессом в образовательной организации.

Стабильный высококвалифицированный педагогический коллектив. Отсутствие вакансий.  Воспитательная деятельность сопровождается достаточным нормативным обеспечением. 

Педагоги имеют чёткое представление о нормативно-методических документах, регулирующих воспитательный процесс в Доме детского творчества, о своих должностных обязанностях и правах, сфере своей ответственности. Администрацией учреждения создаются условия для профессионального роста педагогов в сфере воспитания путем повышения квалификации в рамках курсовой подготовки.Педагоги поощряются администрацией учреждения за хорошую воспитательную работу собучающимися (через стимулирующие выплаты).

Выявленные проблемы

Пути решения проблем

- доминирование традиционных подходов к процессу воспитания, иногда приводящим к росту непонимания между педагогами и обучающимися в организации воспитательной деятельности;

- отсутствие заинтересованности у педагогов в реализации инновационных проектов в сфере воспитания

Выявление профессиональных дефицитов педагогов в сфере коммуникации с подрастающим поколением и разработка программы, направленной на преодоление выявленных затруднений в воспитательной работе.

Развитие системы стимулирования инновационной деятельности педагогов в области воспитания.

 

4.Ресурсное обеспечение воспитательного процесса в образовательной организации.

В образовательной организации  имеются необходимые условия  для образовательной деятельности в соответствии с требованиямипредъявляемыми к дополнительному образованию, СанПиН.  Существующая база здоровьесберегающей, информационной, безопасной среды образовательной организации является основой, на которой каждый талантливый, творческий ребенок может воплотить свою одаренность в высокие результаты деятельности, подтвержденные в конкурсах, олимпиадах и соревнованиях различного уровня.

Иные проблемы, выявленные в результате анализа, могут быть решены посредством реализации программы воспитания. Это повлечёт за собой развитие инновационного потенциала и организационной культуры образовательного учреждения с ориентацией на выявление, поддержку и развитие талантливых, творческих детей как основы совершенствования качества результатов деятельности Дома детского творчества города Нелидово Тверской области.

Наши соц сети

Контакты

г. Нелидово, Тверская обл. ул. Советская, д.4

тел. 8 (48266) 5-24-26 ddt-stavceva@rambler.ru