Стратегия духовно-нравственного воспитания детей
Приложение 1
к распоряжению Правительства
Тверской области
от 05.02.2018 № 28-рп
Стратегия
духовно-нравственного воспитания детей
в Тверской области на 2018 – 2027 годы
Раздел I
Общие положения
1.Стратегия духовно-нравственного воспитания детей в Тверской области на 2018 – 2027 годы (далее – Стратегия) является основополагающим документом в сфере региональной воспитательной политики, определяющим общий социокультурный вектор и приоритетные направления развития системы воспитания детей в Тверской области на 2018 – 2027 годы.
- Правовую основу Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы», Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р, Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства».
- Стратегия ориентирована на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода в области воспитания и социализации детей, учитывающей их интересы, актуальные потребности современного общества.
- Стратегия создает условия для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, формирует предпосылки для консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание подрастающего и будущих поколений.
- Стратегия разработана с учетом анализа состояния воспитания детей в Тверской области.
- Разработка Стратегии осуществлялась на следующих принципах:
а) привлечение представителей педагогического сообщества, родителей, Тверской митрополии Русской православной церкви (Московский патриархат) и иных организаций, деятельность которых направлена на сохранение и развитие целостного духовно-нравственного мировоззрения на основе отечественных культурных традиций и духовных ценностей, к партнерству исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской областис институтами гражданского общества Тверской области;
б) общественное обсуждение стратегических направлений духовно-нравственного воспитания детей в Тверской области в процессе определения приоритетов и особенностей этапов стратегического развития;
в) учет особенностейсоциального и психологического развития детейстраны и региона.
- Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро, стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и Отечеством.
- Положенияи рекомендации, изложенные в Стратегии, служат базовым основанием для разработки государственных программ, проектов и планов деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей в системе общего, профессионального, дополнительного образования Тверской области.
Раздел II
Характеристика проблем духовно-нравственного воспитания
и актуальностьСтратегии
9.Одной из особенностей современной эпохи является не только формирование нового человека, но и поиск новых форм и методов воспитания и просвещения человека, которые будут способствовать формированию духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Осуществляемая государственная социальная политика, направленная на тесное сотрудничество социальных институтов разных уровней, указывает на новые принципы организации духовно-нравственного воспитания, утверждая гуманистическую и демократическую ориентацию.
Главнымфактором и ресурсом обновляющегося общества выступают духовность и нравственность. Духовность является внутренним источником активности личности, определяет устойчивость жизненного пути человека, потребность в познании самого себя, мира, смысла жизни.
Основной негативной тенденцией в развитии современного российского общества является духовно-нравственный кризис, поразивший значительную часть населения страны. Он проявляется в коммерциализации культуры, бездуховной индустрии развлечений, подмене духовно-нравственного наследия псевдокультурными суррогатами. Происходит рассогласование и изменение ценностных ориентаций в детской и молодежной среде.
Социальный фон духовно-нравственного воспитания детей продолжает оставаться неблагоприятным, что обуславливается как общими негативными тенденциями развития современной цивилизации в целом, так и состоянием российского социума.Социализация детей в нынешнем веке происходит в качественно иных условиях материальной и духовной жизни, что ведет к отрицанию ими опыта родителей.Усугубление кризиса семьи снижает ее нравственно-воспитательный потенциал: интенсивная информатизация общества кардинально перестраивает воспитательное пространство, процесс духовно-нравственного становления личности, влияет на психологию взаимодействия личности с окружающим миром.
В современном обществе назрела необходимость решения стратегических задач:
а) повышение социального статуса духовно-нравственного воспитания детей;
б) усиление воспитательного потенциала всех социальных институтов;
в) координацию действийфедеральных органов исполнительной власти в Тверской области, органов государственной власти Тверской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области в пределах своих полномочий, институтов гражданского общества, образовательных организацийразличных форм собственности и типов, традиционных религиозных организаций и иных организаций, деятельность которых направлена на сохранение и развитие целостного духовно-нравственного мировоззрения на основе отечественных культурных традиций и духовных ценностейв целях формирования высоких моральных качеств у детей в Тверской области, граждан в Тверской области.
- Общероссийские тенденции характерны для Тверской области.Решениезадач воспитания требует принципиального пересмотра традиционных положений в области целей, задачи содержания деятельности различных структур социальной сферы Тверской области.
- Экспертный анализ существующей системы воспитания в Тверской области, проведенный совместно с органами государственной власти Тверской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, институтами гражданского общества, образовательными организациямиразличных форм собственности и типов, традиционными религиозными организациями, родительским сообществом позволил выявить сильные и слабые стороны, возможности и факторы, влияющие на недостаточный уровеньсистемы духовно-нравственного воспитания детей в Тверской области.
12.Сильные стороны:
а) Тверская область имеет достойное историческое прошлое;
б) к настоящему времени накоплены значительные ресурсы для выхода на качественно новый уровень развития в части создания эффективной системы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации детей;
в) духовно-нравственное и патриотическое воспитание определены как приоритетные направления деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, организаций образования, культуры, молодежной политики, социальной защиты населения Тверской области;
г) система духовно-нравственного воспитания строится на основе отечественных традиций и современного опыта, обеспечения интегрированности современных механизмов воспитания.
В регионе сложился определенный опыт духовно-нравственного и социального развития личности ребенка путем приобщения к патриотическим, культурно-историческим традициям региона, России.Развито сотрудничество с традиционными религиозными организациями в решении актуальных задач духовного и нравственного возрождения. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации граждан, укреплении солидарности, повышении уровня доверия человека к обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.
Посредством создания единого регионального социально-воспитательного пространства, ориентированного на традиционные культурные ценности, осуществляется процесс воспитания развитой личности, способной сберечь и преумножить лучшие традиции своего народа.
- Слабые стороны:
а) региональная система воспитания недостаточно подготовлена к новым вызовам времени, нуждается в преобразовании и формировании единого воспитательного пространства;
б) недостаточный уровень межведомственного взаимодействия в решении проблем духовно-нравственного воспитания детей;
в) недостаточный уровень ценностно-мировоззренческих компетенций в семье и низкий уровень педагогической культуры родителей;
г) недостаточный уровень готовности педагогического сообщества к внедрению новых технологий воспитательной работы с детьми в условиях глобальных вызовов современности;
д) отсутствие системного подхода, непрерывности в духовно- нравственном воспитании детей.
- Возможности:
а) вопросы развития системы воспитания отнесены к особо значимым для Правительства Тверской области;
б) внедрение новых форм и методов контроля качества воспитания;
в) интеграция с глобальным образовательным пространством на всех его уровнях.
- Факторы, влияющие на недостаточный уровень системы духовно-нравственного воспитания детей в Тверской области:
а) несовершенство нормативного правового сопровождения системы воспитания;
б) невысокий уровень стимулирования воспитательной деятельности на уровне образовательных организаций;
в) отток кадров из образовательных организаций;
г) недостаточное количество классных воспитателей и низкий уровень стимулирования ориентации на результат среди действующих заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей.
16.Актуальность Стратегии обусловлена наличием ряда ценностно-мотивационных и социальных факторов, определяющих результативность современной системы воспитания и перспектив ее развития:
а) возрастающими требованиями к воспитанию как к эффективному социальному институту;
б) сложностью и противоречивостью динамично изменяющейся социокультурной молодежной среды в современных условиях, особенностей ее функционирования и развития;
в) объективной потребностью в формировании целостной системы эффективного социально-педагогического сопровождения воспитания обучающихся, отражающей новые условия и особенности социокультурного развития;
г) новыми возможностями развития системы воспитания, открывающимися в результате оптимального использования имеющегося в Тверской области потенциала педагогических и управленческих кадров, уровня их компетенций, а также возможностями интеграции различных субъектов экономической, социокультурной жизни региона, принимающих на себя ответственность за решение практических проблем воспитания подрастающего поколения;
д) необходимостью усиления институтов гражданского общества, образовательных организаций различных форм собственности и типов, традиционных религиозных организаций и иных организаций, деятельность которых направлена на сохранение и развитие целостного духовно-нравственного мировоззрения на основе отечественных культурных традиций и духовных ценностей в целях формирования высоких моральных качеств у детей в Тверской области, граждан в Тверской областив решении задач воспитания, формирования у детей социальных компетенций и гражданских установок.
Раздел III
Цель и задачи Стратегии
- 17. Цель Стратегии – создание и реализация в Тверской области системы духовно-нравственного воспитания детей на основе базовых национальных ценностей, духовных традиций и приоритетов развития Тверской области,отвечающей требованиям общества, и основанной на взаимодействии всех субъектов социализации подрастающего поколения.
- Задачи Стратегии:
а) создание условий для консолидации усилий общества, государства и семьи в решении проблем духовно-нравственного воспитания детей;
б) создание условий для реализации целей и задач совершенствования духовно-нравственного воспитания и социализации детей в каждом муниципальном образовании Тверской области;
в)создание системы межведомственного взаимодействия для повышения эффективности и совершенствования воспитательной работы в Тверской области;
г) создание единой системы воспитания, интегрирующей всю инфраструктуру организаций общего, профессионального и дополнительного образования;
д) создание системы социально-педагогической поддержки успешной социализации детей, в том числе детей из малообеспеченных, неблагополучных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
е) развитие взаимодействия образовательной организации с семьей, формирование целостного образовательного процесса, полноправным субъектом которого являются родители;
ж) формирование социокультурной инфраструктуры, интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, социальных, общественных и традиционных религиозных организаций, с целью содействия успешной социализации обучающихся;
з) развитие системы педагогического просвещения родителей, других субъектов, занимающихся воспитанием детей разного возраста;
и) совершенствование информационного сопровождения духовно-нравственного воспитания детей.
Раздел IV
Стратегические направления развития системывоспитания детей
в Тверской области
- Стратегическими направлениями региональной государственной политики в сфере воспитания детей в Тверской области являются:
а) духовно-нравственное воспитание детей на основе ценностей отечественной, мировой и региональной культуры;
б) гражданско-патриотическое воспитание детей;
в) физическое развитие и формирование культуры здоровья;
г) трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;
д) развитие системы педагогического просвещения родителей и педагогическое сопровождение семейного воспитания детей;
е) подготовка педагогических кадров в рамках реализации Стратегии.
Подраздел I
Духовно-нравственное воспитание детей
- Духовно-нравственное воспитание направлено на формирование нравственной культуры личности и предполагает приобщение обучающихся к гуманистическим, общечеловеческим и национальным ценностям. Нравственная культура характеризует степень освоения обучающимися морального опыта общества, меру воплощения этого опыта в поведении и в отношении с другими людьми, выражается в потребности в нравственном самосовершенствовании.
- Система духовных ценностей, определяющих содержаниеи направленность нравственного развития детей в процессе социализации, включает:
а) ценности семьи (поддержка традиций семьи, обеспечение взаимопонимания между родителями и детьми, ощущение детьми защищенности в различных жизненных ситуациях, сохранение устойчивых семейных отношений, освоение домашних обязанностей, проявление любви к близким людям, чуткости, сочувствия, тактичности в отношениях с ними);
б) ценности труда (качественное выполнение трудовых действий, уважение к труду, к профессиональной деятельности родственников, освоение разнообразных видов труда, поддержка совместного труда, переживание удовлетворенности результатами совместного труда);
в) ценности бережного отношения к продуктам материальной и духовной культуры (к моральным нормам и образцам поведения, национальным традициям и обычаям, фольклору, художественным промыслам и ремеслам, произведениям культуры и искусства, зданиям, сооружениям, предметам, имеющим историко-культурную значимость);
г) ценности знания и понимания отечественной истории (сохранение традиций, обычаев народов, населяющих Россию, Тверскую область, гордость за достижения прошлых поколений, уважение и сопереживание подвигу героев, стремление сохранить связь поколений, воспринять жизненный опыт выдающихся людей);
д) нравственные ценности культуры сотрудничества, заботы о людях (проявление честности, милосердия, правдивости, искренности, доброжелательности, отказ от причинения зла другим людям, совестливость, чувство долга, ответственности, справедливости, терпимости).
- Необходимые условия:
а) нравственно благоприятная среда в организациях образования, позитивное взаимодействие участников образовательного процесса;
б) накопление и актуализация духовно-нравственного потенциала личности в ее деятельности и поступках обучающихся;
в) педагогическая поддержка ребенка в духовно-нравственном самосовершенствовании;
г) заинтересованность всех участников Стратегии: институтов гражданского общества, семьи, образовательных организаций, общественных организаций, организаций дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных религиозных организацийв развитиидуховно-нравственного потенциала личности ребенка;
д) материально-техническая база для организации процесса воспитания и образования в образовательных организациях.
- Учет возрастных особенностей в процессе духовно-нравственного воспитания детей:
а)у обучающихся по образовательным программам дошкольного образования – формирование основ нравственных представлений, накопление опыта нравственного поведения; обогащение эмоциональной сферы посредством усвоения нравственно-этических норм: совестливость, благодарность, бескорыстие;
б) у обучающихсяпо образовательным программам начального общего образования – освоение правил культуры поведения в отношениях с родителями, сверстниками и взрослыми, сотрудниками образовательных организаций; формирование ценностного отношения к труду;
в) у обучающихсяпо образовательным программам основного общего образования – приобщение к гуманистическим ценностям: милосердию, дружбе, товариществу; нравственное самосовершенствование;
г) обучающиесяпо образовательным программам среднего общего образования, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования – освоение системы нравственных ценностей, укрепление моральных и этических норм общества.
- Условия организации духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся общеобразовательных организаций в рамках требований федеральных государственных образовательных стандартовс учетом особенностей Тверской области:
а) создание единого социально открытого пространствасреди педагогического сообщества и родителей;
б) формирование кадрового педагогического резерва для образовательных организаций; повышение профессионального и методического мастерства педагогов;
в) систематическое обновление и совершенствование учебной и методической литературы; создание банка методических разработок по организации духовно-нравственного воспитания обучающихся; организация обмена опытом педагогов в рамках сетевого взаимодействия.
Подраздел II
Гражданско-патриотическое воспитание
- Гражданско-патриотическое направление воспитания детей и подростков на региональном уровне предполагает формирование системы следующих ценностных ориентаций и нравственных установок:
а) развитие чувства гордости, уважения и почитания символов государства, уважения к историческим святыням, памятникам России и Тверской области;
б) укрепление единой российской идентичности и региональной принадлежности; восприятие личных интересов через призму общественных и государственных интересов;
в) уважение конституционного строя государства и его политической системы;
г) развитие историко-культурного самосознания; становление приоритетов созидательного труда и творчества; приоритета семьи и преданности семейным традициям; восприятие национальных и религиозных традиций через принцип толерантности;
д) развитие способности к толерантному общению, принятие и понимание позиций других людей независимо от их национальной принадлежности, языка и других особенностей культуры.
- Гражданско-патриотическое воспитание осуществляется в рамках межведомственного взаимодействия и включает систему мероприятий:
а) мероприятия, направленные на формирование общероссийского и регионального исторического и культурного самосознания, противодействие попыткам фальсификации различных этапов отечественной и региональной истории;
б) мероприятия, направленные на формирование у личности ориентаций и установок на освоение норм и правил культуры сотрудничества и заботы о людях;
в) мероприятия, направленные на формирование развитого правосознания и правовой культуры, овладение системой политических знаний и навыков, соответствующих политическим традициям и интересам государства.
Подраздел III
Физическое развитие и формирование культуры здоровья
- Физическое развитие и формирование культуры здоровья детей на региональном уровне предполагает формирование системы следующих ценностных ориентаций и нравственных установок:
а) ответственное отношение к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
б) культура безопасной жизнедеятельности, профилактика вредных привычек.
- Физическое развитие и формирование культуры здоровья реализуется в рамках межведомственного взаимодействия и включает следующую систему мероприятий:
а) организация физкультурно-оздоровительной деятельности, направленной на воспитание потребности в сохранении и укреплении здоровья как ценности;
б) распространение здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий;
в) формирование культуры безопасности в детской среде, в том числев сфере безопасности дорожного движения;
г) профилактика наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек;
д) формирование среды для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления для детей, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Подраздел IV
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
- Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение детей на региональном уровне направлено на формирование системы с целью вовлечения детей в различные виды общественно полезного труда для освоения минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека. Основные задачи:
а) формирование у детей и молодежи ценностных ориентаций и ценностных установок уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям, рабочим профессиям, трудовым династиям;
б) формирование у детей умений и навыков самообслуживания, бытовой культуры;
в) формирование навыков ценностного отношенияк труду.
- Трудовое воспитание реализуется в рамках межведомственного взаимодействия и включает:
а) разработку и реализацию программ профессиональной подготовки школьников, в том числе с использованием инфраструктуры профессиональных образовательных организаций;
б) формирование у ребенка культуры личностного и профессионального самоопределения на основе опыта продуктивного взаимодействия в коллективе, опыта управления;
в) формирование у детей культуры быта и отдыха;
г) развитие системы педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.
Подраздел V
Развитие системы педагогического просвещения родителей
и педагогическое сопровождение семейного воспитания детей
- Сопровождение семейного воспитания направлено на формирование системы семейных ценностных ориентаций и нравственных установок:
а) приоритетности семьи как главной сферы жизнедеятельности и социализации ребенка;
б) восприятии семьи через призму гражданской ответственности перед членами семьи и обществом;
в) формировании семейной культуры на основе духовно-нравственных отечественных традиций;
г) создании условий для постоянного повышения культуры трудового, нравственного, эстетического воспитания детей родителями;
д) признании потенциала семьи как определяющего условия социализации личности.
- Педагогическое сопровождение семейного воспитания детей включает систему мероприятий, реализуемых в рамках межведомственного взаимодействия:
а) мероприятия, направленные на формирование устойчивых представлений о семье как главном социальном институте, формирующем гражданскую ответственность родителей перед детьми и обществом за создание условий для полноценной социализации личности ребенка в семье;
б) мероприятия, направленные на формирование у членов семьи системы нравственных ценностей, этического сознания, стремления строить свои отношения на принципах гуманизма и по законам совести, добра и справедливости, стремление осуществлять нравственный выбор действий и поступков, готовности нести за них ответственность;
в) мероприятия, направленные на принятие и восприятие семейных традиций через принцип толерантности, на знание, уважение и стремление развивать лучшие отечественные традиции воспитания в семье;
г) мероприятия, направленные на осознанное принятие норм детско-родительских отношений, повышение позитивного имиджа семьи как главной сферы жизнедеятельности и социализации личности, развитие воспитательного потенциала семьи.
Подраздел VI
Подготовка педагогических кадров в рамках реализации Стратегии
- Реализация комплекса мероприятий по формированию института наставничества и духовно-нравственного просвещения педагогического сообщества:
а) становление авторитета педагога и повышение профессиональных компетенций, совершенствование системы подготовки и переподготовки педагогических кадров;
б) совершенствование и активное развитие системы научно-методического обеспечения и сопровождения деятельности педагога, педагога-воспитателя;
в) тиражирование успешных проектов и программ духовно-нравственного воспитания детей на основе достижений психолого-педагогической науки, инновационного опыта воспитания;
г) организация и проведение круглых столов, конференций, совещаний, семинаров, педагогических интернет-советов по проблемам духовно-нравственного воспитания детей.
Раздел V
Этапы и механизмы реализации Стратегии
- Стратегия реализуется в 2018 – 2027 годах и предусматривает следующие этапы:2018 – 2020 годы – Iэтап,2021 – 2023 годы – II этап, 2024 – 2027годы – IIIэтап.
- В целях реализации Стратегии применяются правовые, организационно-управленческие, кадровые, финансово-экономические, социально-психологические и информационные механизмы.
- Правовые механизмы включают:
а) развитие и совершенствование региональной нормативной правовой базы реализации Стратегии;
б) развитие инструментов медиации для реализации мероприятий Стратегии.
- Организационно-управленческие механизмы включают:
а) консолидацию усилий воспитательных институтов Тверской области;
б) эффективную организацию межведомственного взаимодействия в системе духовно-нравственного воспитания;
в) укрепление сотрудничества семьи и образовательных организаций в воспитании детей;
г) системное изучение и распространение передового опыта работы педагогов и других специалистов, участвующих в воспитании детей, продвижение лучших проектов и программ в области воспитания;
д) формирование показателей, отражающих эффективность системы воспитания в Российской Федерации;
е) организацию мониторинга достижения качественных, количественных показателей эффективности реализации Стратегии.
- Кадровые механизмы включают:
а) повышение престижа профессий, связанных с воспитанием детей;
б) развитие кадрового потенциала в части воспитательной компетентности педагогических и других работников на основе разработки и введения профессионального стандарта специалиста в области воспитания, совершенствования воспитательного компонента;
в) подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников образования и других социальных сфер деятельности с детьми в целях обеспечения соответствия их профессиональной компетентности вызовам современного общества и задачам Стратегии.
- Информационные механизмы предполагают:
а) использование современных информационных и коммуникационных технологий, электронных информационно-методических ресурсов для достижения цели и результатов реализации Стратегии;
б) организацию информационной поддержки продвижения положений и реализации Стратегии с привлечением региональных средств массовой информации.
РазделVI
Условия эффективности и контроль реализации Стратегии
- Эффективность реализации Стратегии определяется рядом условий:
а) готовность педагогов к решению актуальных задач духовно-нравственного воспитания детей;
б) повышение воспитательного потенциала образовательного процесса в образовательных организациях системы образования, культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта;
в) повышение педагогической культуры родителей;
г) укрепление на межведомственной основе партнерских отношений с социальными институтами воспитания детей;
д) организация социально значимой и полезной деятельности с включением в этот процесс детей и родителей.
- Контроль за ходом реализации Стратегии и эффективности проводимых в рамках Стратегии мероприятий будет обеспечиваться формами экспертного сопровождения, основными из которых станут:
а) профессионально-общественный мониторинг;
б) независимая общественная экспертиза.
- Оценка и контроль эффективности реализации Стратегии осуществляются на основе следующих индикаторов и показателей:
а) уровень качества воспитания детей в Тверской области, достигаемый за счет развития мотивации к получению образования и позитивного отношения к образовательной организации;
б) динамика роста уровня профессиональных компетенций педагогов в области духовно-нравственного воспитания детей;
в) уровень удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания и развития детей;
г) доля детей, демонстрирующих активную жизненную позицию, самостоятельность и творческую инициативу;
д) увеличение активности участия родительских объединений в сфере духовно-нравственного воспитания детей;
е) количество реализованных проектов в рамках духовно-нравственного воспитания детей;
ж) уменьшение доли детей и подростков с асоциальным поведением;
з) снижение количества правонарушений, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних.
Раздел VII
Ожидаемые результаты реализации Стратегии
- Реализация Стратегии обеспечит:
а) развитие общественно-государственной системы воспитания, основанной на межведомственной и межрегиональной координации и консолидации усилий общественных и гражданских институтов, современной развитой инфраструктуре, правовом регулировании и эффективных механизмах управления;
б) повышение престижа семьи, отцовства и материнства, приемных семей, сохранение и укрепление традиционных семейных ценностей;
в) повышение роли системы общего и дополнительного образования в воспитании детей, а также повышение эффективности деятельности организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;
г) повышение общественного авторитета и статуса педагогических и других работников, принимающих активное участие в воспитании детей;
д) укрепление и развитие кадрового потенциала системы воспитания;
е) доступность для всех категорий детей возможностей для удовлетворения их индивидуальных потребностей, способностей и интересов в разных видах деятельности независимо от места проживания, материального положения семьи и состояния здоровья;
ж) снижение уровня негативных социальных явлений;
з) развитие и поддержка социально значимых детских, семейных и родительских инициатив;
и) повышение уровня информационной безопасности детей;
к) увеличение числа детей, имеющих активную жизненную позицию, самостоятельность и творческую инициативу в созидательной деятельности, ответственное отношение к жизни, окружающей среде, приверженных позитивным нравственным и эстетическим ценностям;
л) увеличение количества детей, занятых в системе дополнительного образования;
м) повышение интереса детей к историческому и культурному наследию страны и региона.